МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Самара

Самарские «Новые люди» предложили единые правила эвакуации брошенных автомобилей

Региональное отделение партии «Новые люди» выступило с инициативой о создании стандартизированной системы эвакуации брошенных автомобилей в Самарской области.

Фото: wirestock/freepik.com

Проблема так называемого автохлама, годами простаивающего во дворах и на улицах, остаётся острой: во дворах Самары и Тольятти из года в год стоят десятки брошенных машин. Зимой они превращаются в сугробы и мешают уборке снега, а летом занимают дефицитные парковочные места. Местные власти пытаются решать вопрос, однако жители продолжают жаловаться на ржавые «подснежники» во дворах и на обочинах дорог.

В Самаре уже действуют определённые меры для борьбы с брошенными авто. Ещё в 2014 году мэрия утвердила порядок выявления и эвакуации бесхозного транспорта. Согласно этим правилам, ответственность за поиск во дворах и на улицах лежит на районных администрациях. Собственника найденного авто уведомляют, и, если он не уберёт машину или не установлен вовсе, транспорт перемещают на спецстоянку.

В экстренных случаях – например, если ржавая машина брошена у жилого дома, школы или больницы – эвакуация проводится без уведомления владельца в течение пяти дней с момента сигнала. Формально брошенным автомобиль считается после четырех месяцев непрерывной стоянки. Подобные нормативы существуют и в Тольятти – там с 2019 года действует постановление мэрии о порядке уборки автохлама, а город даже выделил площадку для складирования «бесхозок» на ул. Новозаводской.

Однако на практике проблема решается непросто. Брошенные машины годами ржавеют во дворах, поскольку процесс их удаления затруднён бюрократическими и правовыми барьерами. В каждом районе набираются десятки таких «долгостоев». Например, ещё в 2014 году власти Самары за три месяца выявили 135 бесхозных автомобилей. Лишь часть владельцев добровольно убрала свои машины, остальные пришлось готовить к принудительной эвакуации.

В Тольятти за первые 11 месяцев 2023 года официально нашли 35 брошенных машин; 18 из них убрали сами хозяева после уведомления, а 7 пришлось эвакуировать принудительно. Причём масштаб проблемы растёт: по словам мэра Тольятти, только за последние месяцы 2025 года в городе вывезли свыше 70 брошенных авто, и ещё около 200 ждут своей очереди

Основные проблемы, которые создаёт автохлам: занятые парковки и грязь во дворах. Бесхозные машины месяцами и годами оккупируют парковочные места и портят облик городских дворов. Под ними скапливается мусор, колёса спущены, кузов покрыт ржавчиной – всё это явно не украшает двор и создает антисанитарию.

Помехи для коммунальных служб. Зимой такие авто превращаются в сугробы и мешают снегоуборочной технике чистить территорию. Весной, когда «подснежники» оттаивают, коммунальщики вынуждены убирать горы накопившегося вокруг мусора. Если машина брошена на обочине, она мешает полноценной расчистке проезжей части и даже закрывает ливневые стоки.

Фото: ASphotofamily/freepik.com

Жители Самарской области регулярно выражают недовольство ситуацией. Весной в социальных сетях появляются десятки фотографий «подснежников» – автомобилей, брошенных во дворах и заметённых снегом за зиму. Такие посты публиковали жильцы Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани – проблема носит повсеместный характер. Жалоб на автохлам становится всё больше, люди возмущены ухудшением благоустройства и потерей парковок.

К примеру, в сентябре 2024 года жители пожаловались на ВАЗ-2105, который семь лет простоял во дворе на улице Партизанской в Самаре. Одной из главных причин затягивания решения называли пробелы в законодательстве – до сих пор нет чёткого определения, что считать «разукомплектованным транспортным средством», и процедуры признания машины бесхозной. Именно из-за отсутствия единых правил разные ведомства нередко перекладывают ответственность и не берутся за эвакуацию таких автомобилей

Как отмечают юристы, по действующим нормам брошенная машина рассматривается как бесхозяйное имущество, и убрать её без согласия владельца можно только через судебные решения и передачу в собственность города. Это долгая процедура, и все эти месяцы (а то и годы) опасный автохлам продолжает ржаветь во дворе.

В партии «Новые люди» посчитали, что проблему нужно решать системно. Партийная фракция уже выступила в Государственной Думе с соответствующим предложением по разработке единых федеральных правил уборки брошенного транспорта. Депутатами Владиславом Даванковым, Антоном Ткачёвым и Олегом Леоновым направлено обращение в адрес Ирека Файзуллина. Народные избранники обратились к главе Минстроя РФ с инициативой закрепить понятные стандарты эвакуации автохлама на федеральном уровне.

Речь идет о едином алгоритме с четкими критериями: какие авто можно считать брошенными или разукомплектованными, в какие сроки уведомлять владельца машины установленные сроки уведомления владельца, из каких этапов будет состоять процедура принудительной эвакуации и утилизации. Такой подход, по задумке авторов, позволит всем регионам действовать по одной схеме, без правовых пробелов

Аналогичные инициативы партия уже выдвигает в других регионах. Теперь самарское отделение «Новых людей» предлагает внедрить такую стандартизированную систему и в нашем регионе. Главная идея – избавить дворы и улицы от автохлама по образцу лучших практик, облегчив работу коммунальщиков и вернув порядок. Предполагается, что после установления единых правил процесс пойдёт быстрее: специализированные службы будут оперативно выявлять брошенные машины, уведомлять владельцев, а при их бездействии – эвакуировать транспорт на специальную стоянку для дальнейшей утилизации. Граждане получат удобный механизм сообщать о брошенном авто (например, через портал или приложение), зная, что в разумный срок двор очистят от ржавого хлама.

Роман Маркаров. Фото: пресс-служба партии "Новые люди"

По мнению депутата Самарской ГубДумы, секретаря реготделения партии «Новые люди» Романа Маркарова, брошенные авто опасны и создают для жителей области реальные неудобства. Народный избранник считает, что сейчас как никогда важно решить эту проблему на федеральном уровне. Опыт Москвы и Петербурга уже показал, что благодаря четким правилам и цифровым сервисам с ржавым автохламом можно справляться достаточно легко и быстро. В этих городах брошенные авто убирают спустя всего несколько дней после жалобы.  

«В Самаре же сегодня ситуация особенно тяжёлая: дворы заставлены годами недвижимыми машинами, которые зимой превращаются в снежные баррикады, мешают проезду скорой и пожарных. Пора внедрить и у нас такую систему – чтобы дворы стали чище и безопаснее, а парковочные места вернулись жителям», – считает Роман Маркаров.

Предложение «Новых людей» позволяет убрать нормативные лазейки и дать властям простой и понятный инструмент для быстрой очистки территорий от автохлама. Если его примут, Самарская область сможет внедрить стандарты, сравнимые с московскими — с чёткими критериями, сроками и ответственными структурами. Это поможет быстро убрать опасные брошенные машины из дворов, повысит безопасность и комфорт жителей, а также освободит парковочные места. Кроме того, инициатива решит давнюю проблему коммунального характера и улучшит экологическую и санитарную обстановку в городах региона.

Коротко и по делу – в нашем TELEGRAM-канале

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах