На что я потратил 2,5 часа своей жизни, или статья о том, что никто не знает, как продать Самару туристам

14 марта в областной столице прошла стратегическая сессия по развитию туризма и креативных индустрий

Как сделать областную столицу привлекательнее для туристов? Планировалось, что 14 марта в одном из залов Станкозавода соберутся креативные горожане, чтобы накидать чиновникам конструктивных идей на эту тему. Но, забегая вперед, все опять свелось к ППР (пришли. поговорили, разошлись).

14 марта в областной столице прошла стратегическая сессия по развитию туризма и креативных индустрий
Фото: "МК в Самаре"/А. Ярославлев

Стратегическая сессия по развитию туризма в Самаре – одно из вереницы таких мероприятий, которые в эти дни проводят самарские чиновники. Днем ранее обсуждалась тема транспорта. При этом проблему транспортной инфраструктуры, как фактор, влияющий на туризм, решили в этот раз не обсуждать. От представителей городской власти транслировался четкий посыл: господа, мы сегодня здесь не про это, проблем в городе полно, мы прекрасно про них знаем, многие из них можно решить в течение года (было сказано и такое), вы нам лучше скажите, как сделать Самару привлекательнее (хотя бы) для туристов.

Окей. Намек понятен. Но сначала – про занимательные цифры. В этом году завершается прежняя программа стратегического развития Самары, и пришло время подготовить новую. Она будет рассчитана на 10 лет – до 2036 года. Частью этой программы является и сфера туризма. В зале станкозавода предполагалось собрать представителей власти, бизнеса и инициативных горожан, как ключевых участников формирования стратегии, которые, собственно, и предложат идеи.

Туристический поток в Самаре за последние пять лет вырос в 3,6 раза. Фото: "МК в Самаре"

В начале сессии кратко подвели итоги «предыдущего отчетного периода». По словам кандидата экономических наук, доцента и директора Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павла Строева, за последние пять лет в Самаре в 3,6 раз вырос туристический поток. Это хорошая новость. В 2020 году город посетило 621 тысяча туристов, а в 2024-м – уже 2 миллиона 286 тысяч. Казалось бы, это должно говорить о туристической привлекательности Самары. Но…

«Конечно, с одной стороны мы понимаем, что значительная часть роста связана с ограничениями возможности внешнего туризма, но с другой стороны у нас есть потенциал внутреннего туризма», – считает Павел Строев.

Состав регионов, из которых к нам едут туристы, с 2020-го сильно не поменялся. Фото: "МК в Самаре"

Потенциал – крутое слово. Но при этом состав и пропорции туристического потока практически не изменились. Согласно данным за 2024-й год, в основном Самару посещали туристы из соседних регионов – Оренбургской (20%), Ульяновской, Саратовской областей (8%) и республики Татарстан (10%), а также из Москвы (20%), Московской области (9%) и Санкт-Петербурга (8%). Примерно такая же картина наблюдалась и в 2020-м.

На стратсессии Павел Строев сообщил, что расходы туристов в Самаре в 2024 году по сравнению с 2020-м выросли в 4,9 раза, а средний чек - с 5398 до 7260 рублей. Фото: "МК в Самаре"

Возвращаясь к позитиву, по идее, рост туристического потока в 3,6 раза должен был привести к экономическому росту. Средний чек от посещения Самары в 2020-м году почти 5400 рублей, а в 2024 – уже 7260. На бумаге все выглядит шикарно, но если учитывать инфляцию за последние пять лет, то цифры выглядят как-то скромнее. Тем более, как оговорился Павел Строев, не все из 16 с лишним млрд рублей, оставленных туристами в Самаре в прошлом году, «попали в городской бюджет». Сколько ушло на посуточный съем квартир никто не знает, но бурный рост турпотока в 3,6 раза слабо повлиял на количество гостиниц, отелей и хостелов. За пять лет их число выросло всего на 16 единиц – с 201-й до 217. То есть, получается, что гостиничный бизнес не очень верит в туристическую привлекательность Самары или не имеет возможностей для роста?

По данным соцопроса, около 50% горожан либо не заметили улучшения, либо отметили ухудшение условий жизни в Самаре. Фото: "МК в Самаре"

А что сами горожане? Павел Строев сообщил, что опирается на данные опроса, в котором приняли участие около 12 тысяч горожан – более чем масштабно. По мнению 90% из числа опрошенных, им нравится жить в Самаре.

«В целом позитивный результат, но мы понимаем, что люди, ответившие на этот вопрос, уже заинтересованные, замотивированные. Поэтому мы относимся к этому несколько скептически, но в целом данные интересные. По-другому люди ответили на вопрос, как изменилась жизнь в Самаре за предыдущие пять лет. И здесь смотрите: об улучшении жизни в Самаре говорят 50%, другие 50% либо не заметили улучшения, либо отметили ухудшение условий жизни», – сообщил Строев.

Так как же это исправить? Если самим самарцам не получается продать идею жить в городе, как ее продать туристам? Получилось ли сфокусироваться на конструктиве? Были ли озвучены действительно яркие и глобальные идеи? Ваш покорный слуга за почти 2,5 часа сессии их так и не услышал и, разочарованный, покинул зал. Как это, к слову сказать, сделали многие чиновники, присутствовавшие там, но только намного раньше меня.

Увы, выступления участников стратсессии можно было разбить на три группы: «отчетно-рекламные» (мы такие-то, классно делаем то-то и то-то и дальше это будем делать); «хорошобные» (хорошо бы не забывать и про медицинский/деловой/пеший туризм) и «про айдентику Самары» (вот было бы здорово понять, в чем особенность города, которая может быть привлекательна для туриста).

Начальник департамента экономического развития, инвестиций и торговли Владислав Зотов даже сказал, что власти уже готовят проект и в этом году (возможно) будет разработан бренд областной столицы. Что ляжет в его основу? Помимо Волги, участники сессии упомянули связь Самары с космосом (вот это сюрприз).

Фото: аккаунт Светланы Башировой во Вконтакте

К примеру, известный в городе ивент-менеджер Светлана Баширова озвучила достаточно громкую инициативу – она хочет создать в областной столице Космический туристический комплекс. Как оказалось, это личная история. Покойный папа Светланы когда-то работал в конструкторском бюро завода «Прогресс».

«Мы сейчас ведем переговоры с инвесторами. Конечно, это все очень сложно и долго. Но я хочу это быстро все успеть сделать, потому что, мне кажется, это прямо Самара-Самара. Комплекс будет не в историческом центре. Это турбаза, но не турбаза. И мы там будем ждать не только внутренних туристов, мы ждем туристов из других городов и даже стран.

Это будут люди, которые хотят отдохнуть необычно, нестандартно. Но для этого не надо ехать куда-то, допустим, в Дубай. Мы хотим создать такую площадку в Самаре, где все будет о космосе. Это будет премиальная история. Но я предполагаю, что мы сделаем обязательно и детский туристический маршрут – там будут специальные активности, и мастер-классы, и встречи с интересными людьми», – рассказала Светлана Баширова.

Фото: "МК в Самаре"/А. Ярославлев

Что же касается предложений, увы, почти все озвученное на сессии – это частные, узконаправленные инициативы бизнеса или представителей чиновничьего аппарата, не связанные с поиском образа Самары туристической через 10 лет, в год своего очередного юбилея. А ведь, поручая провести стратегические сессии, губернатор увязывал развитие туризма и креативного кластера с движением Самары вперед и вверх. Но ничего глобального и конкретного так и не прозвучало. Или самое интересное оставили на потом – когда последний представитель СМИ покинет стратсессию...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру