От стратсессии до стратсессии живёт чиновник весело

13 марта в Самарском бизнес-инкубаторе состоялась стратегическая сессия «Транспорт и развитие территорий»

Обсуждение проблем транспорта стало третьим в серии подобных мероприятий, посвященных разработке стратегии социально-экономического развития Самары до 2036 года. Все три часа, что длились доклады и обсуждения, автора не покидали ощущения легкого недоумения и дежавю.

13 марта в Самарском бизнес-инкубаторе состоялась стратегическая сессия «Транспорт и развитие территорий»
Трамвай - один из самых удобных видов городского транспорта | Фото А. Ярославлева

Ощущение первое, недоумение

Реальность в ходе обсуждений упорно не хотела стыковаться с отчетами и оптимистичными прогнозами докладчиков. Например, модератор сессии, директор Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Строев в своей презентации демонстрирует, что все ранее запланированные КПЭ (ключевые показатели эффективности – индикаторы, имеющие количественное, цифровое выражение) в Самаре не просто выполнены, а даже перевыполнены.

Павел Строев | Фото А. Ярославлева

И через несколько слайдов в той же презентации присутствующие видят, что на втором месте среди ответов на вопрос «Назовите ключевые проблемы городского хозяйства в г. Самара» значится «Состояние транспортной инфраструктуры» - 65% респондентов. На 1 и 3 местах – «Качество и стоимость жилищно-коммунальных услуг» - 74% и «Состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры» - 55%.

Сумма больше 100% потому, что можно было указать несколько вариантов ответа. Но претензии тут не к качеству проведения социологического исследования (хотя ни слова про его методику и параметры на слайдах, к слову, не было), а к самому целеполаганию и разработке КПЭ: как так получилось, что задачи успешно выполнены, а проблемы с общественным транспортом стали едва ли не главной причиной отставки предыдущей управленческой команды в мэрии Самары?
По мнению членов президиума — заместителя главы городского округа Самара, руководителя департамента экономического развития, инвестиций и торговли Владислава Зотова, а также заместителя главы городского округа Самара, руководителя департамента транспорта администрации г.о. Самара Сергея Маркина — виной всему… сильно возросшие запросы и ожидания горожан. То есть, на этапе планирования предполагалось, что в середине 20-х годов 20-го века самарцы захотят часами ждать автобус или трамвай, брать штурмом вагоны и салоны в утренний и вечерний час пик? 

Что волнует самарцев? | Фото А. Ярославлева

Другой пример. «Мы погасили долги всех транспортных предприятий. Капитальный ремонт трамвайных путей, сколько мы сделали в прошлом году, не делали лет двадцать. 3,1 километр трамвайных путей в 2024 году отремонтировали. А надо в год ремонтировать километров десять. В этом году, дай Бог, ещё 2,5 км сделаем», - выразил надежду Сергей Иванович.

Предсказуемо, на вопрос, есть ли деньги, чтобы выйти на перекладку десяти километров трамвайных путей в год, ответ был отрицательным. А ведь обновление трамвайного парка, о котором с такой гордостью говорят городские власти – закупка десятков односекционных «Львят» и трехсекционных «Витязей» - должно было стать вторым этапом после ремонта и обновления инфраструктуры –рельсошпальной решетки, кабельных линий и так далее. Потому что, плавая по рельсам, как по волнам, новые трамваи значительно быстрее изнашиваются и так же, как их «старшие товарищи», постоянно рискуют сойти с рельсов. О том, что в Самаре на 75% изношены трамваи и трамвайные пути, говорил в этом году и мэр Самары Иван Носков. По словам специалистов, в прошлом году было 27 сходов, а если динамика января-февраля этого года сохранится и дальше, прошлогодний рекорд будет перекрыт с запасом.

Ещё одно в прямом и переносном смысле узкое место. По словам вагоновожатых и сотрудников ТТУ, большие трехсекционные «Витязи» просто не приспособлены к работе на доброй половине городских маршрутов. Радиус их поворота далеко не везде позволяет маневрировать безопасно, а то и просто выполнить поворот. Плюс существующие подстанции попросту «не тянут» мощных современных «Витязей», что также ограничивает возможности их использования. Видимо, неслучайно на сессии так часто звучало словосочетание «комплексный подход» …

Ощущение второе, дежавю. 

Строго говоря, таковым оно не является. Дежавю предполагает, что человек не может вспомнить, где и при каких обстоятельствах это с ним «уже было». Тогда как старожилам нетрудно вспомнить, кто из представителей власти и сколько раз «с привлечением инвесторов» и «серьезным технико-экономическим основанием» предлагал:

  • построить канатную дорогу на острова Заволжья и далее в Рождествено;
  • связать скоростным транспортом Самару, Курумоч и Тольятти;
  • наладить работу пассажирского речного транспорта от Красной Глинки до Речного вокзала;
  • начать строительство дороги вдоль берега реки Самара, которая соединила бы Фрунзенский, Южный и Кировский мосты и прилегающие к ним районы, и так далее.

По многим подобным проектам со времен губернатора Константина Титова и мэра Самары Олега Сысуева выделялись и порой не по одному разу благополучно осваивались деньги на проекты-изыскания-обоснования. Но увы, дальше разговоров дело не шло: появлялись «непредвиденные обстоятельства», бизнес- или просто проект ложился под сукно, устаревал, и всё повторялось сначала. 

Что говорить, если даже строительство магистрали «Центральная», которая была внесена в Генплан ещё в «дозастойную» эпоху СССР, ведется пока на подступах не то, что к центру города, а к городу как таковому.

Вместо заключения.

Конечно, есть и поводы для оптимизма, и перемены к лучшему: в метрополитене можно оплатить проезд улыбкой, а скоро можно будет и с помощью мобильного приложения ДубльГИСа; заплатив 2275 рублей, можно без ограничений месяц кататься на самарском общественном транспорте (в Москве единый проездной стоит 3070 р., что с учетом разницы в доходах со столицей и ее транспортной сетью не кажется дешевым вариантом); глядишь, до конца месяца откроют движение по участку улицы XXII Партсъезда от Ново-Садовой до Московского шоссе, и так далее. 

Ясно даже без сравнения с Казанью, Нижним и другими городами-миллионниками, которые и до этой сессии набили оскомину, и часто звучали в обсуждениях: транспортная инфраструктура в Самаре, да и других городах области, в последние годы в лучшем случае пребывала в застое, а скорее – деградировала. 

И теперь, как говорили герои «Алисы в стране чудес», даже чтобы оставаться на месте нужно бежать со всех ног, а чтобы куда-то попасть, надо будет бежать вдвое быстрее. Помогут ли бегу подобные мероприятия – покажет время. Пока же формат ППР (пришли, поговорили, разошлись) оказался не близок людям «конкретным»: бенефициару компании «Древо» Евгению Чудаеву, «Южный город» («пришел, но ушёл») и представителям застройщиков «Волгаря», группы компаний «Амонд» (обещали прийти ближе к концу мероприятия, но так и не пришли).

В любом случае, возможность высказать свои идеи и отправить их на специальную электронную почту trade_office@samadm.ru есть у каждого. Равно как и принять участие в оставшихся 17-ти. Расписание основных из них, за минусом тех, что пройдут по отдельным районам города, есть здесь

Ну и напоследок новость не из светлого будущего, а из пасмурного настоящего: как было анонсировано на стратсессии, в мае вдоль набережной в Самаре введут платную парковку автотранспорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру