Приватизация или приХватизация?
Появление официального документа, в котором фигурирует такое понятие, как приватизация, наделало много шума. Негативный оттенок сохранился еще с начала 90-х годов. Да и на языке юристов под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Общественность возбудилась, и прежде всего потому, что речь идет о приватизации шести социально значимых муниципальных предприятий - МП «Спецремстройзеленхоз», МП «Единый информационно-расчетный центр», МП «Спецкомбинат ритуальных услуг», МП «Коммунально-бытовые услуги» и МП «Красноглинские бани», МП «Ярмарки Самары».
На содержание работников данных предприятий, их техническое оснащение тратились средства городского бюджета, а стоимость оказываемых платных услуг утверждалась администрацией Самары. Как будет потом, после приватизации, большой вопрос.
Из МП в МБУ и МКУ
Свои намерение по реорганизации МП в 2025 году чиновники объясняют прежде всего необходимостью соблюдения федерального законодательства. Во-вторых, необходимостью обеспечить стабильную ситуацию в отрасли городского хозяйства. В-третьих, увеличить налоговые поступления в местный бюджет. Правда, сумма прогнозируемого дохода в бюджет Самары от приватизации муниципального имущества в 2025–2027 годах ожидается смехотворная - 13 млн рублей ежегодно.
Обращает на себя внимание тот факт, что под занавес 2024 года, а именно 29 декабря, увидели свет сразу пять постановлений администрации, в которых фигурируют все шесть вышеназванных муниципальных предприятия. Так, «Спецремстройзеленхоз» (пост. № 1406), «Единый информационно-расчетный центр» (пос. № 1410), «Спецкомбинат ритуальных услуг» (№ 1398), «Ярмарки Самары» (№ 1396) должны были быть реорганизованы в муниципальные бюджетные учреждения (МБУ). А МП «Коммунально-бытовые услуги» и МП «Красноглинские бани» - преобразоваться в единое муниципальное казенное учреждение - МКУ «Коммунально-бытовые услуги» (пост №1397).
Судя по дальнейшему развитию событий, самарские чиновники хотели и успели запрыгнуть на подножку уходящего поезда.
Закон суров, но это закон
Дело в том, что федеральное законодательство (ФЗ-485 от 27.12.2019 г.) предписывало до 1 января 2025 года провести реорганизацию или ликвидацию муниципальных предприятий. Если данное требование не было выполнено к указанному сроку, то ликвидация МП стала бы принудительной - через суд по иску антимонопольного органа. Но в конце 2024 года в закон были внесены изменения, которым в администрации Самары воспользовались.
«Для муниципальных унитарных предприятий, учредителем которых были приняты решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, однако не были исполнены до указанной даты, сроки сдвинулись до 31 декабря текущего года», - говорится в комментарии «МК в Самаре» пресс-секретаря главы администрации Самары Анастасии Говоровой.
При этом преобразовать муниципальное предприятие в форму муниципального автономного, бюджетного или казенного учреждения уже нельзя. Закон это запрещает. Остается единственный вариант - приватизация.
«Ни одно муниципальное предприятие города не передается в частные руки. Они будут реорганизованы в акционерные общества, все 100% акций будут принадлежать муниципалитету», - комментирует пресс-секретарь Ивана Носкова.
В пояснительной записке к проекту прогнозного плана приватизации на 2025-2027 гг. отмечается, что реорганизация значимых хозяйствующих субъектов положительно скажется на стабильности функционирования систем жизнеобеспечения Самары.
Городские власти рассчитывают на повышение эффективности управления муниципальной собственности и самой предпринимательской деятельности. Оправдается ли расчет - покажет время.