В Общественной палате Самарской области состоялся круглый стол, на котором эксперты, представители власти и общественности обсудили создание так называемого "туристического кода" исторического центра Самары через современные арт-объекты.
Центральной темой обсуждения стали мини-скульптуры сказочных персонажей - так называемых шишиг-летунов. В последнее время они вызывают нешуточные споры среди горожан в социальных сетях по мере их установки, несопоставимый с нарушением прав горожан в сфере КРТ, уничтожения исторической застройки в историческом центре Самары, и так далее.
Диапазон оценок колеблется от резко ненавистнических, из-за "языческого" происхождения и никак не аргументированного наличия коррупционной составляющей в реализации архитектурных проектов, до восторженных - из-за параллелей с успешным опытом привлечения туристов через подобные "квест-практики" в Калининграде и многих других российских и зарубежных городах.
В рамках проекта, по факту уже реализованного по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства», в историческом центре города установили 27 фигурок шишиг. Туристы оценили задумку. Те, кто видел фигурки в знаковых частях города, отмечают, насколько охотно с ними фотографируются жители и гости города.
Но часть самарцев встретила инициативу критикой. Многие уверены, что подобные идеи нужно заранее согласовывать с общественностью и палатой, до их реализации.
В чём суть споров?
1. Название персонажей. У некоторых жителей «шишига» вызывает негативные ассоциации из-за фольклорного подтекста. При этом, ГАЗ-66 и прочие "околоармейские" коннотации по информации МК в обсуждении не звучали.
2. Связь с историей города. Шишиги – герои современной самарской сказки, но они малоизвестны даже среди местных жителей из-за недавнего появления соответствующей книги.
3. Процесс обсуждения. Часть жителей считают, что проект не прошёл достаточно широкой общественной экспертизы. А значит, не мог претендовать на "освоение городского пространства", тем более - в знаковых местах Самары. (Сразу возникает вопрос: насколько широкую "общественную экспертизу", по сравнению с установкой фигурок размером с сосновую шишку, прошёл массовый снос исторических зданий в центре Самары? И почему этот процесс не вызывает столь заинтересованной реакции со стороны общественности и Общественной платы?)
Представители Общественной палаты подчеркнули, что символические проекты "нужно обсуждать заранее". Заместитель председателя Павел Покровский предложил в будущем активнее вовлекать горожан в подобные инициативы, чтобы избежать разногласий.
Что дальше?
Эксперты и общественники не исключают возможность переноса шишиг вообще в периферийные районы города, например, в этнопарк за поселком Волгарь. Также прозвучала идея изменить их название, чтобы сделать образы более нейтральными. Главное, считают участники круглого стола, – учитывать мнения жителей и понимать, какой культурный и эмоциональный след оставят такие проекты.
Итог встречи подвела председатель профильной комиссии Общественной палаты Любовь Колесникова: «Все значимые проекты должны проходить полноценное общественное обсуждение. Нужно думать, как наши действия влияют на традиционные ценности и будущее поколения».