Введение новой системы расчёта утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года приведёт к массовому подорожанию автомобилей в России. Согласно разъяснениям Минпромторга, реформа предполагает учёт объёма двигателя, его мощности и даты выпуска транспортного средства.
Целью изменений является стимулирование отечественного автопрома и ограничение конкуренции с зарубежными производителями, а полученные средства планируется направить на социальные проекты и поддержку российских производителей.
Расчёт утильсбора будет осуществляться путём умножения базовой ставки на специальный коэффициент, учитывающий категорию автомобиля; объём двигателя; возраст транспортного средства и тип использования (личное или коммерческое). Базовая ставка для легковых автомобилей повышается до 20 тыс. рублей, для грузовиков, автобусов, прицепов и спецтехники устанавливается фиксированная ставка 150–172,5 тыс. рублей.
Эксперт по развитию и продвижению продуктов компании «Передовые Платежные Решения» Ольга Козлова в комментарии для «ЗР» прогнозирует рост розничных цен на большинство популярных моделей, особенно с двигателями мощнее 160 л.с.
В их число входят Volkswagen Tiguan; Ford Explorer; Renault Duster; а также некоторые экономичные хэтчбеки и компакткары среднего класса. Владельцы электромобилей и гибридных моделей также столкнутся с повышением платежей, поскольку льготы сохранятся только для двигателей до 80 л.с.
Наиболее значительный рост цен затронет бюджетные автомобили из Китая, Южной Кореи и Японии. Например, для Geely Monjaro (2 л, 238 л.с.) утильсбор увеличится с 3 400 до 842 000 рублей; для Toyota RAV4 дополнительные расходы составят около 1,9 млн рублей; для Kia Sorento – 1,97 млн рублей; для BMW X3 с трёхлитровым двигателем – 3,7 млн рублей.
Специалисты рекомендуют покупателям рассматривать варианты приобретения автомобилей до вступления новых правил в силу; выбирать модели с объёмом двигателя до 160 л.с., попадающие под льготные условия; либо оценивать возможность покупки российских аналогов, которые получат налоговые преференции.