МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Самара

Что "дают" на фестивале Аллы Шелест

Фестиваль имени кудесницы сцены порадовал ценителей классикой

 Самарский театр оперы и балета открыл череду осенних фестивалей на своей площадке. С прошлой недели там проходит фестиваль классического балета имени Аллы Шелест с сюрпризами для балетоманов и участием местных артистов и солистов Большого, Мариинского, Михайловского и других театров. «МК в Самаре» посетил фестиваль и убедился, что балетное искусство Самары не отстает от столичного.

Чтобы показать как можно больше артистов в их лучших ролях за короткое время, организаторы включили в фестиваль вместо одного два гала-концерта.

Фестиваль как бренд

Фестиваль имени Аллы Шелест (1919 – 1998) уже стал несомненным брендом региона именно благодаря своей главной героине.

Советская прима-балерина была ученицей, потом педагогом Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени Вагановой) – старейшей школы в мире. Затем около четверти века Шелест танцевала в театре оперы и балета имени Сергея Кирова (современном Мариинском театре). Работала она и в будапештском оперном театре, и в Петербургской консерватории, а потом и в Aterballetto в Реджо-Эмилия (Италия).

И еще три года своей жизни Шелест посвятила творчеству в Куйбышеве: она была главным балетмейстером нашего театра, поставила два спектакля и воспитала плеяду талантливых учеников. В общем, сделала много для хореографической школы Самары.

В этом году театр отмечает 95-летие Аллы Шелест, а фестиваль проходит с подзаголовком Credo в честь одноименной последней статьи примы в журнале «Балет» о разрыве между хореографическим мастерством танцовщиц и духовностью их образов. Эту проблему считают особо актуальной в современной хореографии.

Чтобы показать как можно больше артистов в их лучших ролях за короткое время, организаторы включили в фестиваль вместо одного два гала-концерта, да еще с самыми сильными номерами из репертуара виртуозных артистов главных театров страны.

Брачное начало

Первый гала-концерт открыл фестиваль балетом Петра Чайковского «Спящая красавица» в постановке Габриэллы Комлевой, точнее, его заключительной и самой торжественной частью – свадьбой Авроры.

Ее партию исполнила ведущая солистка Большого театра Ольга Смирнова, а Принца Дезире сыграл премьер балета этого же театра Семен Чудин – почетные гости и неоднократные участники фестиваля. Они показали гостям отточенный танец новобрачных. Виртуозность его исполнения зрители отметили бурными аплодисментами.

Свадебных гостей играли самарские солисты, показавшие по-своему интересные типажи сказочных героев: коварного Волка (Павел Чернышов) и Красной Шапочки (Эльвира Ахмадишина), обаятельного Кота (Дмитрий Сагдеев) и милой Белой Кошечки (Дарья Девятко) и других.

Второе же отделение состояло из фрагментов нескольких произведений, контрастных по настроению: адажио из «Лебединого озера», чувственно сыгранное Вероникой Земляковой и Кириллом Софроновым, сменялось редко исполняемым «Талисманом» Рикардо Дриго с примой и премьером Марийского государственного театра оперы и балета имени Сапаева Ольгой Челпановой и Константином Коротковым. А жизнерадостный гопак Василия Соловьева-Седого в исполнении Алексея Савина сменялся мрачным танцем Марины Накадзимы и Алексея Петриченко из «Харона» Яна Сибелиуса.

На одной сцене на фестивале выступают ведущие солисты главных театров страны.

Страсти по Чехову и «рыночный» вопрос

В воскресенье форум продолжился одной из последних премьер самарского театра - «Корсаром» Адольфа Адана, а во вторник – «Анютой» по мотивам чеховского рассказа «Анна на шее» на музыку Валерия Гаврилина с солисткой Большого театра Кристиной Кретовой в главной роли.

Кретову в критике принято сравнивать с Екатериной Максимовой, для которой изначально создавалась партия главной героини в телеверсии «Анюты», и сравнение оказывается обычно не в пользу первой. Но в чем не откажешь солистке Большого, так это в умении показать метаморфозу героини, постепенно простившейся с иллюзиями и ставшей «великосветской львицей».

31 октября гостям фестиваля будет показан балет Людвига Минкуса «Баядерка». Зрители увидят совместную работу двух сильных артистов – Анны Никулиной (партия Никии) из Большого театра и Владимира Шклярова из Мариинки (Солор).

Форум закроется в воскресенье гала-концертом с третьим актом из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» с Оксаной Бондаревой из Михайловского театра (Одетта – Одиллия) и Владимиром Шкляровым (принц Зигфрид), фрагментами из спектаклей и хореографическими номерами авторства Мариуса Петипа, Джорджа Баланчина, Начо Дуато и других мастеров балета с артистами Михайловского, Пермского, Мариинского и самарского театров.

Пока фестиваль проходит без изъянов и придраться в нем практически не к чему. Разве что к пожилым сотрудницам театра, делающим каждое посещение оперного театра невыносимым для журналистов и вообще всех, кто попытается запечатлеть происходящее на сцене на гаджет. На концертах этого фестиваля было то же самое.

Интересные типажи сказочных героев в третьем акте "Спящей красавицы" Чайковского показали солисты самарского театра.

Публика у нас более-менее культурная, обходится без вспышек и звук на «мыльницах» и носителях старается выключать. Но это не останавливает театральных работниц, готовых дойти до рукоприкладства. Такого не встретишь на других площадках города, но здесь это стало традицией. И тут уже, простите, не до балета: остается культурный шок, будто из храма искусств ты попал на рынок. Если этот огрех исчезнет, то фестиваль имени Аллы Шелест можно будет считать безупречным.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах