Треть переселенцев все еще ждут
- Заместитель министра строительства РФ Андрей Чибис назвал Самарскую область в числе 14 отстающих субъектов по расселению из аварийного жилья. Реализация программы в нашем регионе очень далека от идеала, - обратилась к депутатам Самарской губернской думы Уполномоченный по правам человека в регионе Ольга Гальцова.
Одна из главных проблем по отчету Гальцовой состоит в том, что областная адресная программа по переселению из аварийного жилищного фонда охватывает только тех, кот живет в домах, признанных аварийными до 1 января 2012 года.
В этом году программа заканчивает свое действие, и результаты ее выполнения не радуют. В 2016 году новое жилье должны были получить 4858 самарцев из жилых помещений общей площадью 82,6 тысяч квадратных метров. Вместо этого в новые квартиры въехало на 30% меньше людей — было переселено 3484 человека из жилых помещений общей площадью 64,4 тысячи квадратных метров.
- Причиной отклонения от плановых показателей является позднее приобретение жилья отдельными муниципальными образованиями Самарской области. Это не позволило к концу года завершить все необходимые мероприятия по переселению, - отметила Ольга Гальцова.
Однако, как выяснилось, даже получение нового жилья не гарантирует переселенцам из аварийных квартир успешного решения жилищных проблем. Поскольку покупать жилье для переселения власти обязаны по госцене, новые квартиры редко оказываются пределом мечтаний.
Посудите сами — что можно купить, например, в Самаре за 35 тысяч рублей за квадратный метр, если средняя удельная цена предложения 1 кв.м общей площади жилой недвижимости на вторичном рынке в Самаре в феврале, по данным СОФЖИ, составила 61 684 рубля, а в новостройках - 52 187 рублей?
Поэтому нередко оказывается так, что переезжать власти предлагают в дешевое жилье, которое смогли купить по госцене, и которое по состоянию немногим отличается от аварийного.
«Шило на мыло»
Ярким примером может служить печально известный поселок Озерный — в домах, на строительство которых потратили около 700 миллионов рублей, жить практически невозможно — качество жилья не выдерживает никакой критики.
Напомним, строить 17 трехэтажных новостроек для переселения из аварийных домов рядом с поселком Киркомбинат в Куйбышевском районе начали в 2009 году во времена мэрства в Самаре Виктора Тархова. Однако после завершения строительства стало понятно, что жить здесь невозможно — в квартирах «Озерного» процветал грибок, трещины в стенах толщиной 5 см, разрушающиеся оконные откосы, ржавеющая канализация и перекошенные двери. В результате дома официально признали непригодными для жизни.
Казалось бы, ситуация должна была послужить хорошим уроком для властей всех уровней. Но истории повторились…
Ситуации, когда построенные для переселенцев новые дома оказываются несоответствующими строительным нормативам, повторяется с завидной регулярностью.
Например, в апреле 2016 года к Уполномоченному по правам человека обратилась жительница поселка Осинки Безенчукского района, семья которой получила жилье по программе переселения в 2014 году.
Качество жилья оказалось неудовлетворительным — крыша протекала, потолки провисали, дверь была установлена кое-как, от стен отслаивалась штукатурка. В течение двух лет власти тянули с устранением недостатков, и только после вмешательства правозащитников ситуация сдвинулась с мертвой точки.
В аналогичной ситуации оказались жители поселка Петра Дубрава. «МК-Поволжье» уже писал о том, что активисты ОНФ по обращениям жителей провели проверку четырех новостроек для переселенцев из аварийного жилья и выяснили, что в повалах стоит вода, сены покрывает грибок, а в помещениях холодно и сыро. После вмешательства общественников ситуация также начала меняться к лучшему.
Вместе с этим приобретает все большую остроту другая проблема.
- Нет четкого понимания как будут переселяться граждане, чьи дома были признаны аварийными после 1 января 2012 года. Сейчас в Самарской области признаны аварийными после 2012 года 1058 домов, в которых проживают 19 729 человек. Наибольшее количество таких домов находятся в Самаре (453) и в Сызрани (238), - рассказала Ольга Гальцова.
Кто, как и на какие деньги будет решать эту проблему — неизвестно. А пока ситуация находится в подвешенном состоянии, аварийные дома продолжают ветшать....