«Чтобы Самара не вязла в снегу, нужно разграничить земли»

Представители управляющих компаний рассказали, что вынуждены платить штрафы за то, что не успевают убирать чужие территории за деньги своих жильцов

Представители управляющих компаний рассказали, что вынуждены платить штрафы за то, что не успевают убирать чужие территории за деньги своих жильцов
Фото: Яков Князев

За осенне-зимний сезон 2016-2017 года надзорные ведомства выписали тысячи предписаний, наложили сотни штрафов на управляющие компании. О заваленных снегом кварталах и дворах говорят на всех совещаниях, но чище в городе от этого не становится. «Штрафами снег не растопить. Муниципальные земли нам дали убирать в нагрузку. Безвозмездно. А теперь душат проверками и наказаниями», - сетуют руководители крупных УК города. Прокуратура, мэрия, службы благоустройства – все, казалось бы, борются со снегом.  Но, судя по результату, каждый сам по себе, как Лебедь, Щука и Рак в басне Крылова.

фото: Яков Князев

«Чей в городе снег?» -  тему в Самаре обсуждали много раз. Этой зимой виноватых в том, что город плохо расчищают от снега и наледи, находят особенно рьяно. За 3,5 месяца областная прокуратура выявила больше 1200 нарушений. ОГИБДД, жилсинпекция и административные комиссии внутригородских районов Самары выписали сотни штрафов.   Однако воз и ныне там. По словам экспертов, собравшихся за «круглым столом» 24 января, проблему уборки снега в городе не решить, пока четко и законно не определены границы ответственности.

«Я не должен платить за уборку площади Куйбышева!»

- Кому земля принадлежит, тот за нее и в ответе, - уверен председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских. – Проблема в том, что в нашем городе земли в основном муниципальные, оформить прилегающие к жилому дому участки собственникам не помогают, межевания не происходит. Эту ситуацию нужно срочно менять, иначе наводить порядок в Самаре будет сложно, как сейчас.

Позицию Часовских поддерживают руководители крупных Управляющих компаний областного центра.

- С 2008 года правила благоустройства Самары  определяет Постановление главы № 404, в котором прописаны лишь критерии  определения прилегающих территорий. Согласно этому документу зона благоустройства для УК может быть на расстоянии от трех до 50 метров, - рассказывает замдиректора УК «Жилуниверсал» Андрей Борисов. - Так вот, сейчас городские власти дали нам в нагрузку по максимуму – по 50 метров в каждую сторону от дома – будьте добры, убирайте.  На каких условиях? Безвозмездно!  То есть  деньги наших жильцов, их квартплату, мы  вынуждены тратить  на уборку чужой земли.  

- С какой стати я должен платить, грубо говоря, за уборку площади Куйбышева? Соглашение, которое сейчас в «добровольном порядке» заключено с управляющими компаниями, противоречит Жилищному кодексу. Систему нужно пересматривать, - считает Часовских.

В 2016 году ситуация стала еще сложнее. В результате реформы местного самоуправления, содержание внутриквартальных и дворовых территорий перешло в зону ответственности районных администраций. Обязанности на администрации возложили, а финансирование не проработали. Нет денег на организацию уборки и вывоза снега. Потому и просят помощи у УК. Замкнутый круг.

- Было бы терпимо выполнять эту «общественную нагрузку», если бы отношение к нам было адекватное. Но ведь нас за бесплатную уборку чужой территории еще и наказывают каждый день.  Контролеров много. Пишут предписания, уведомления о штрафах шлют, - отмечает директор УК «ЖКС» Вячеслав Князьков. -  Возможно, в каких-то случаях нарушение грубое и виновника действительно нужно привлечь к ответственности. Однако в большинстве случаев требования по уборке и вывозу снега не выполняют, потому что не могут, не успевают.

- Если бы внутриквартальные территории мы убирали по контрактам  с городской администрацией, с нас можно было бы и спрашивать по полной. А сейчас штрафы приведут лишь к тому, что убирать вообще будет некому. Развалить управляющую компанию легко, но кому потом дома  и территории отдадут? –  рассуждает Андрей Борисов. – Недавно мы принимали коллег из Уфы. Они очень удивились,узнав, что на нас висят 29 штрафов от административной комиссии по пять тысяч рублей каждый. Их глава города такого бы не позволил. У них 50% домов с закреплённой землей, с участками, поставленными на кадастровый учет. То есть собственники жилья знают, что платят за содержание своей земли. И тариф на содержание у них не 19 рублей, а 30.  Повысить тариф в Самаре сейчас вряд ли возможно, но перенять опыт поддержки, а не давления на управляющие компания нашей администрации стоит!   

Отсутствие единства и координации действий порой наблюдается в Самаре в самых простых вещах. В сильный снегопад каждая структура спешит сделать свое дело. МП «Благоустройство» чистит дороги по ночам, УК работать ночью во дворах нельзя – люди спят, машины припаркованы. Вот и выходит, что снежные валы с дорог попадают во двор. Часто кучи снега на обочинах не вывозят, складируют на газонах.

- Разумнее было бы сначала снять снег с крыш, почистить тротуары, потом выбить сугробы со двора и вывезти. У нас же выходит, что по два раза одну и ту же работу делаем,- сокрушаются представители УК.

Особенно проблемно убирать дворы в историческом центре города. Заехать технике во двор невозможно, приходится «ставить на лопаты» до 20 человек.

«Нет гаража - машину не продавать!»

Создают сложности уборщикам и припаркованные автомобили. В центре города нет бордюров, разделяющих тротуар и проезжую часть. Машины оказываются буквально у стен домов.

кадр с видео на youtube.com

- Чтобы убрать сосульки и скинуть снег с крыш, мы вынуждены эти машины закрывать щитами, - рассказал директор МП «Жилсервис» Александр Чернов.

На объявления с просьбами убрать автомобили на время работы трактора, многие не реагируют. Некоторые и вовсе оставляют авто «на зимовку», а то и огораживают «свое» парковочное место.

- Если земля не оформлена в собственность, ставить на ней машину может кто угодно, и убирать машину для расчистки от снега автовладелец обязан. Все эти ограждения во дворах незаконны, - отмечает Часовских. – С парковочными местами в Самаре становится все проблемнее с каждым годом. Строят высотки, а места для парковок не предусматривают. А ведь у многих не по одной, а по две, три машины!

- При реконструкции и ремонте дорог стали ставить знаки, ограничивающие парковку, но этого недостаточно, - подтвердил проблему специалист департамента горхозяйства администрации Самары Евгений Садовников. – Во время снегопада машины не могут заехать в нечищеный двор, остаются на обочинах дороги и создают проблемы для дорожной спецтехники. Тут тоже замкнутый круг.

- Обсуждался раньше вопрос, и, я думаю, к нему нужно вернуться: машины не продавать тем, у кого нет парковочного места или гаража. Вменить владельцам машин обязанность по содержанию парковочных мест. Это необходимость назрела, дальше будет еще хуже, - предложил решение проблемы Часовских.

– Кроме того, нужна городская программа оборудования платных парковок в центре города. В крупных городах давно к этому пришли и схему отработали. Для жителей центра города можно сделать льготные абонементы, а со всех приезжающих брать плату и направлять эти деньги на содержание этих территорий, - подержал тему Александр Чернов.

фото: Яков Князев

«Технику не закупать, а модернизировать»

В поисках причин снежных завалов в Самаре, один из городских чиновников назвал недавно сумму 400 миллионов рублей. Именно столько нужно городу для приобретения спецтехники.

Однако спикеры «круглого стола» высказали мысль, что не количество, а качество техники может решить проблему.

-  Сейчас в распоряжении МП «Благоустройство» 246 единиц спецтехники, в случае необходимости предприятие привлекает силы подрядчиков. Итого на уборку города можно вывести 300 машин. За осенне-зимний период  максимальное количество использованной техники – 210 единиц, - рассказал замруководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии г.о Самара  Виктор Ненашев.

При этом он отметил, что многие машины выработали свой ресурс и требуют обновления:

- Закупать новую технику невыгодно, она будет востребована лишь в сильные снегопады. Рациональнее будет модернизировать имеющийся автопарк, приобретать навесное оборудование. Такую схему сейчас используют управляющие компании.

Примером техники, которая сейчас законсервирована на случай ЧС, являются две снегоплавильные машины. Купленный в 2008 году «чудо-печки» должны были сэкономить бюджетные деньги: снег планировалось не вывозить, а превращать в воду и сливать в ливневую канализацию. Стоимость машин – 15 миллионов рублей каждая. Мощность 60 и 80 тонн в час.

- Последний раз эти машины использовали в 2011 году. Оказалось, что машины очень сильно шумят, ап расход топлива достигал до 400 литров в час, - объяснил Ненашев.

В МП «Благоустройство» уточнили, что «законсервировали технику и думают, как еще можно ее использовать».

- Закупить технику мы самостоятельно не можем, нанимаем подрядчиков. Здесь город также мог бы пойти к нам навстречу – предоставлять нам технику в аренду по специальным ценам, - предложил Андрей Борисов, упомянув снова опыт соседней Уфы, где, по его словам, используют такую схему.

Прозвучала на «круглом столе» и идея, как найти средства на приобретение и модернизацию техники.

- Штрафы, которые взимают за нарушение уборки и содержания города, сейчас направляют в консолидированный бюджет. Можно было бы выделить специальную «кассу» и перечислять их именно на эти нужды – закупать  технику и сдавать в аренду управляющим компаниям,-  отметил Часовских.

«Скользкий» вопрос

Как рассказали руководители УК, от финансирования зависят и способы борьбы с гололедом.

Фото: Айна Утибаева

- На сегодняшний день в Самаре используют три способа обработки пешеходных зон и проезжих частей  – химический, комбинированный и традиционный. Наиболее эффективный, современный метод – применение реагента. Однако химикаты почти вдвое дороже песоксоляной смеси или просто песка, - отметил Садовников.

- Песок приходится вычищать весной, вся Сызрань сейчас завалена этим материалом, как пляж. Мы стараемся применять песок и смеси в крайних случаях, в отдаленных от центра города районах, - признался Вячеслав Князьков.

Коммунальщики уверяют, что реагенты не наносят особого вреда обуви, автомобильным шинам и лапам животных, при этом отмечают, что на газоны химикаты стараются не наносить.

- Собранный с городских улиц снег с содержанием реагентов отправляется на полигоны. В ведении МП «Благоустройство» их четыре, сейчас начали использовать частные полигоны – на улицах Неверова и Степана Халтурина. По периметру территории огорожены по всем требованиям, а верхний слой почвы с таких площадок снимают и утилизируют, - заверил Виктор Ненашев.

Сюжет:

Платные парковки

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 1 февраля 2017

Заголовок в газете: "Штрафами снег не растопить"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру