За осенне-зимний сезон 2016-2017 года надзорные ведомства выписали тысячи предписаний, наложили сотни штрафов на управляющие компании. О заваленных снегом кварталах и дворах говорят на всех совещаниях, но чище в городе от этого не становится. «Штрафами снег не растопить. Муниципальные земли нам дали убирать в нагрузку. Безвозмездно. А теперь душат проверками и наказаниями», - сетуют руководители крупных УК города. Прокуратура, мэрия, службы благоустройства – все, казалось бы, борются со снегом. Но, судя по результату, каждый сам по себе, как Лебедь, Щука и Рак в басне Крылова.

«Чей в городе снег?» - тему в Самаре обсуждали много раз. Этой зимой виноватых в том, что город плохо расчищают от снега и наледи, находят особенно рьяно. За 3,5 месяца областная прокуратура выявила больше 1200 нарушений. ОГИБДД, жилсинпекция и административные комиссии внутригородских районов Самары выписали сотни штрафов. Однако воз и ныне там. По словам экспертов, собравшихся за «круглым столом» 24 января, проблему уборки снега в городе не решить, пока четко и законно не определены границы ответственности.
«Я не должен платить за уборку площади Куйбышева!»
- Кому земля принадлежит, тот за нее и в ответе, - уверен председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских. – Проблема в том, что в нашем городе земли в основном муниципальные, оформить прилегающие к жилому дому участки собственникам не помогают, межевания не происходит. Эту ситуацию нужно срочно менять, иначе наводить порядок в Самаре будет сложно, как сейчас.
Позицию Часовских поддерживают руководители крупных Управляющих компаний областного центра.
- С 2008 года правила благоустройства Самары определяет Постановление главы № 404, в котором прописаны лишь критерии определения прилегающих территорий. Согласно этому документу зона благоустройства для УК может быть на расстоянии от трех до 50 метров, - рассказывает замдиректора УК «Жилуниверсал» Андрей Борисов. - Так вот, сейчас городские власти дали нам в нагрузку по максимуму – по 50 метров в каждую сторону от дома – будьте добры, убирайте. На каких условиях? Безвозмездно! То есть деньги наших жильцов, их квартплату, мы вынуждены тратить на уборку чужой земли.
- С какой стати я должен платить, грубо говоря, за уборку площади Куйбышева? Соглашение, которое сейчас в «добровольном порядке» заключено с управляющими компаниями, противоречит Жилищному кодексу. Систему нужно пересматривать, - считает Часовских.
В 2016 году ситуация стала еще сложнее. В результате реформы местного самоуправления, содержание внутриквартальных и дворовых территорий перешло в зону ответственности районных администраций. Обязанности на администрации возложили, а финансирование не проработали. Нет денег на организацию уборки и вывоза снега. Потому и просят помощи у УК. Замкнутый круг.
- Было бы терпимо выполнять эту «общественную нагрузку», если бы отношение к нам было адекватное. Но ведь нас за бесплатную уборку чужой территории еще и наказывают каждый день. Контролеров много. Пишут предписания, уведомления о штрафах шлют, - отмечает директор УК «ЖКС» Вячеслав Князьков. - Возможно, в каких-то случаях нарушение грубое и виновника действительно нужно привлечь к ответственности. Однако в большинстве случаев требования по уборке и вывозу снега не выполняют, потому что не могут, не успевают.
- Если бы внутриквартальные территории мы убирали по контрактам с городской администрацией, с нас можно было бы и спрашивать по полной. А сейчас штрафы приведут лишь к тому, что убирать вообще будет некому. Развалить управляющую компанию легко, но кому потом дома и территории отдадут? – рассуждает Андрей Борисов. – Недавно мы принимали коллег из Уфы. Они очень удивились,узнав, что на нас висят 29 штрафов от административной комиссии по пять тысяч рублей каждый. Их глава города такого бы не позволил. У них 50% домов с закреплённой землей, с участками, поставленными на кадастровый учет. То есть собственники жилья знают, что платят за содержание своей земли. И тариф на содержание у них не 19 рублей, а 30. Повысить тариф в Самаре сейчас вряд ли возможно, но перенять опыт поддержки, а не давления на управляющие компания нашей администрации стоит!
Отсутствие единства и координации действий порой наблюдается в Самаре в самых простых вещах. В сильный снегопад каждая структура спешит сделать свое дело. МП «Благоустройство» чистит дороги по ночам, УК работать ночью во дворах нельзя – люди спят, машины припаркованы. Вот и выходит, что снежные валы с дорог попадают во двор. Часто кучи снега на обочинах не вывозят, складируют на газонах.
- Разумнее было бы сначала снять снег с крыш, почистить тротуары, потом выбить сугробы со двора и вывезти. У нас же выходит, что по два раза одну и ту же работу делаем,- сокрушаются представители УК.
Особенно проблемно убирать дворы в историческом центре города. Заехать технике во двор невозможно, приходится «ставить на лопаты» до 20 человек.
«Нет гаража - машину не продавать!»
Создают сложности уборщикам и припаркованные автомобили. В центре города нет бордюров, разделяющих тротуар и проезжую часть. Машины оказываются буквально у стен домов.

- Чтобы убрать сосульки и скинуть снег с крыш, мы вынуждены эти машины закрывать щитами, - рассказал директор МП «Жилсервис» Александр Чернов.
На объявления с просьбами убрать автомобили на время работы трактора, многие не реагируют. Некоторые и вовсе оставляют авто «на зимовку», а то и огораживают «свое» парковочное место.
- Если земля не оформлена в собственность, ставить на ней машину может кто угодно, и убирать машину для расчистки от снега автовладелец обязан. Все эти ограждения во дворах незаконны, - отмечает Часовских. – С парковочными местами в Самаре становится все проблемнее с каждым годом. Строят высотки, а места для парковок не предусматривают. А ведь у многих не по одной, а по две, три машины!
- При реконструкции и ремонте дорог стали ставить знаки, ограничивающие парковку, но этого недостаточно, - подтвердил проблему специалист департамента горхозяйства администрации Самары Евгений Садовников. – Во время снегопада машины не могут заехать в нечищеный двор, остаются на обочинах дороги и создают проблемы для дорожной спецтехники. Тут тоже замкнутый круг.
- Обсуждался раньше вопрос, и, я думаю, к нему нужно вернуться: машины не продавать тем, у кого нет парковочного места или гаража. Вменить владельцам машин обязанность по содержанию парковочных мест. Это необходимость назрела, дальше будет еще хуже, - предложил решение проблемы Часовских.
– Кроме того, нужна городская программа оборудования платных парковок в центре города. В крупных городах давно к этому пришли и схему отработали. Для жителей центра города можно сделать льготные абонементы, а со всех приезжающих брать плату и направлять эти деньги на содержание этих территорий, - подержал тему Александр Чернов.

«Технику не закупать, а модернизировать»
В поисках причин снежных завалов в Самаре, один из городских чиновников назвал недавно сумму 400 миллионов рублей. Именно столько нужно городу для приобретения спецтехники.
Однако спикеры «круглого стола» высказали мысль, что не количество, а качество техники может решить проблему.
- Сейчас в распоряжении МП «Благоустройство» 246 единиц спецтехники, в случае необходимости предприятие привлекает силы подрядчиков. Итого на уборку города можно вывести 300 машин. За осенне-зимний период максимальное количество использованной техники – 210 единиц, - рассказал замруководителя управления благоустройства Департамента городского хозяйства и экологии г.о Самара Виктор Ненашев.
При этом он отметил, что многие машины выработали свой ресурс и требуют обновления:
- Закупать новую технику невыгодно, она будет востребована лишь в сильные снегопады. Рациональнее будет модернизировать имеющийся автопарк, приобретать навесное оборудование. Такую схему сейчас используют управляющие компании.
Примером техники, которая сейчас законсервирована на случай ЧС, являются две снегоплавильные машины. Купленный в 2008 году «чудо-печки» должны были сэкономить бюджетные деньги: снег планировалось не вывозить, а превращать в воду и сливать в ливневую канализацию. Стоимость машин – 15 миллионов рублей каждая. Мощность 60 и 80 тонн в час.
- Последний раз эти машины использовали в 2011 году. Оказалось, что машины очень сильно шумят, ап расход топлива достигал до 400 литров в час, - объяснил Ненашев.
В МП «Благоустройство» уточнили, что «законсервировали технику и думают, как еще можно ее использовать».
- Закупить технику мы самостоятельно не можем, нанимаем подрядчиков. Здесь город также мог бы пойти к нам навстречу – предоставлять нам технику в аренду по специальным ценам, - предложил Андрей Борисов, упомянув снова опыт соседней Уфы, где, по его словам, используют такую схему.
Прозвучала на «круглом столе» и идея, как найти средства на приобретение и модернизацию техники.
- Штрафы, которые взимают за нарушение уборки и содержания города, сейчас направляют в консолидированный бюджет. Можно было бы выделить специальную «кассу» и перечислять их именно на эти нужды – закупать технику и сдавать в аренду управляющим компаниям,- отметил Часовских.
«Скользкий» вопрос
Как рассказали руководители УК, от финансирования зависят и способы борьбы с гололедом.

- На сегодняшний день в Самаре используют три способа обработки пешеходных зон и проезжих частей – химический, комбинированный и традиционный. Наиболее эффективный, современный метод – применение реагента. Однако химикаты почти вдвое дороже песоксоляной смеси или просто песка, - отметил Садовников.
- Песок приходится вычищать весной, вся Сызрань сейчас завалена этим материалом, как пляж. Мы стараемся применять песок и смеси в крайних случаях, в отдаленных от центра города районах, - признался Вячеслав Князьков.
Коммунальщики уверяют, что реагенты не наносят особого вреда обуви, автомобильным шинам и лапам животных, при этом отмечают, что на газоны химикаты стараются не наносить.
- Собранный с городских улиц снег с содержанием реагентов отправляется на полигоны. В ведении МП «Благоустройство» их четыре, сейчас начали использовать частные полигоны – на улицах Неверова и Степана Халтурина. По периметру территории огорожены по всем требованиям, а верхний слой почвы с таких площадок снимают и утилизируют, - заверил Виктор Ненашев.