Многоликий художник
Фигура Павла Пепперштейна в российском арт-сообществе имеет статус культовой. Сын художника-концептуалиста Виктора Пивоварова (он же иллюстратор журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки») и автора стихов Ирины Пивоваровой, в своем творчестве он воплощает принципы концептуализма в изобразительном искусстве и его теории, литературе и музыке.
Один из основателей московской арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика», художник, теоретик искусства, критик, создатель стиля «психоделический реализм», Пепперштейн ко всему прочему еще и автор совместного концептуального альбома с рэп-группой «Трэш-шапито КАЧ» из Санкт-Петербурга. А еще он подумывает о съемках фильма «Смерть в Эрмитаже» с лидером «Мумий Тролля» Ильей Лагутенко в роли злодея.
В новом же проекте «Город «Россия» Пепперштейн выступает еще и в качестве «юного строителя» – так иронично определяет себя 48-летний художник в предисловии к выставке, которую организовали совместно галереи «Виктория» и «Риджина».
В Самаре это, к слову, первая персональная экспозиция Пепперштейна. Ранее его работы можно было видеть только в 2008 году на выставке современного искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила» коллекционера Пьера Броше в Художественном музее, но тогда это были отдельные работы.
Теперь же вниманию публики были представлены 20 произведений одного цикла, выполненные на стыке изобразительного искусства и архитектуры.
«Город «Россия» адресован не только «простым россиянам», но и власти – президенту, губернатору и мэру: к ним в предисловии к проекту обращается автор, предлагая перенести столицу России из Санкт-Петербурга и Москвы на территорию, находящуюся между двумя этими городами, и назвать новый населенный пункт «Россия».
Столица номер три
Необходимость создания «третьей столицы» Пепперштейн объясняет застройкой и разрушением прежнего архитектурного облика старых городов, которым он предлагает присвоить статус «живых музеев», и далее обосновывает экономическую, политическую и культурную значимость своей задумки.
«Этот город своим появлением и обликом, а также тщательно продуманной и передовой социальной и экономической организацией станет символом будущего нашей страны: он призван стать знаком надежды, местом будущей реализации самых чудесных мечтаний, которые на данный момент все еще кажутся несбыточными», - пишет художник.
Входящие в проект 20 работ – фантазии Пепперштейна на тему будущего архитектурного облика города «Россия»: они изображают человека, его органы, символы культуры или знаменитые произведения искусства (космодром «Черный квадрат», «Башня Кандинского»).
Например, заглавная работа, «Город «Россия», предлагает накрыть будущую столицу огромным куполом в виде «Бабы на чайнике» для защиты от внешнего вторжения; здание центра космических исследований, который, по задумке Пепперштейна, должен появиться к 2118 году, выполнен в виде головы основателя космонавтики Константина Циолковского.
А небоскреб «Бабка» увековечивает «базовую для России фигуру – бабку с сумками» - в нем появится центр противовоздушной обороны города «Россия». Судя по работам, Пепперштейн смотрит на будущее оптимистично: после 9000-го года в городе сформируется научно-духовная элита, и небоскребы здесь будут не строить, а выращивать из деревьев.
Это вам не каприз
Апофеозом же человеческой эволюции должен стать так называемый «Шар Русской Духовности»: он воспарит над городом, и в нем будут жить мудрецы, гуру и представители всех религий, которым предстоит работать над «улучшением духовного климата в «России».
Сложно сказать, насколько серьезна задумка автора, является ли она экстравагантным арт-жестом или политико-культурным проектом.
Сам Пепперштейн уверяет в предисловии, что это не «артистический каприз» и что его цель – «пробудить воображение» и дать почувствовать тот «свежий ветер будущего», который когда-то наполнял паруса двадцатых и шестидесятых годов XX века».
Надо сказать, художник справился с задачей. Аскетичные образы «третьей столицы» действительно будоражат воображение, иногда веселят ироничной задумкой (чего стоят, например, гора-небоскреб «Пьяница» или та же «Бабка»), иногда пугают мрачными предсказаниями («Антенна для общения с умершими»). Но прежде всего наводят на мысли о дне сегодняшнем.
Очевидно, что для Пепперштейна - это не только дерзкий по задумке утопический проект будущего и предложение зрителю разделить с художником полет авторской фантазии, дополнив его своими выдумками.
«Город «Россия» - еще и попытка автора в популярной форме научить публику всех социальных групп, в том числе власти, эстетическому подходу к реальности, отношению к мегаполису как к объекту искусства, что является главным условием сбережения городской среды и, в конечном итоге, мира.
Хотя вполне вероятно, что новый проект Пепперштейна – выходка в стиле его любимого «психоделического реализма», противопоставление иллюзиям, агрессивно насаждаемым равнодушной к человеку властью своих более гуманных фантазий художника, знакомство с которыми, согласно концепции автора, должно принести зрителю «просветление души».
Неизвестно, дошел ли посыл Пепперштейна до властей и станет ли наше будущее похожим на столь же симпатичный, сколь и мрачноватый проект художника. Время покажет. Как говорил классик, «в Россию (в кавычках или без – «МК») можно только верить».