Земельный вопрос
Уведомление Министерства управления финансами Самарской области о необходимости возврата денег в областную казну администрация Тольятти получила в начале декабря 2024 года. И только за неделю до завершения финансового года Дума внесла изменения в бюджет Тольятти, сократив ассигнования в сумме 123,1 млн рублей на строительство автомобильной дороги по улице Механизаторов от ул. Громовой до ул. Лизы Чайкиной. Львиная доля в этих ассигнованиях, а именно 110,2 млн рублей, – деньги, выделенные Тольятти из бюджета Самарской области. Остальные 12,8 млн рублей, как пояснили финансисты администрации Тольятти, собирались потратить на строительный контроль и авторский надзор за ходом строительства.
Можно ли считать, что возврат денег поставит жирный крест на строительстве еще одной лесной дороги в Тольятти? Скорее всего, да. Ранее имел место подобный случай. Область выделяла Тольятти 120 млн рублей на строительство развязки на перекрестке Южного шоссе с ул. Офицерской и Обводной дорогой. Был частично проведен перенос сетей, появились насыпи глины под основание развязки. Но в 2007 году после корректировки проекта выяснилось, что под развязку требуется не 17, а 24 га земли. Договориться об изъятии недостающих земельных участков со всеми владельцами местным чиновникам так и не удалось. Те заломили цену. Городу пришлось вернуть в областную казну 120 миллионов. На том возведение развязки и завершилось. Со временем от куч навезенной глины вдоль Южного шоссе не осталось и следа.
Но вернемся к истории дороги по ул. Механизаторов. Она оказалась весьма занимательной с разных точек зрения. Сумеет ли нынешняя администрация извлечь из нее уроки, чтобы не допустить повторения, покажет время.
Вначале был Генплан
О намерении чиновников построить дорогу по ул. Механизаторов от ул. Громовой до ул. Лизы Чайкиной горожане узнали в 2004 году, когда на общественное обсуждение был вынесен проект нового Генерального плана развития Тольятти до 2025 года. В нем были начерчены сразу четыре новые лесные дороги. Их строительство, как заявляли чиновники, позволит сократить «пробки» на городских магистралях в часы пик. Однако эти доводы горожан не убедили. На публичных слушаниях тольяттинцы выступили резко против строительства каких-либо дорог через лесную зону.
Однако чиновники не оставили попыток разгрузить транспортный поток по ул. Матросова за счет строительства отрезка протяженностью в 554 метра от ул. Громовой до ул. Чайкиной с примыканием к ул. Механизаторов.
В 2013 году подготовленный проект прошел государственную экспертизу. Но собственных средств для его реализации у города не было, да и в области тогда с деньгами была напряженка.
То слушания, то опрос
Спустя четыре года проектную документацию пришлось корректировать с учетом новых градостроительных требований. В декабре 2017-го администрация Тольятти объявила о проведении публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории под новую дорогу. Из представленного документа следовало, что для прокладки 4-полосной дороги придется вырубить часть леса Комсомольского района. Зал заседания районной администрации не смог вместить всех желающих принять участие в обсуждении. И через пять минут после начала слушания пришлось отложить и перенести их проведение в другое место.
Следующий раз горожанам предложили собраться в более вместительном актовом зале городской администрации. И все равно всем не хватило места: люди стояли и сидели в проходах. В протоколе слушаний было указано, что в них приняли участие 256 человек. Проект планировки, предусматривающий вырубку леса, поддержали 19 человек. Свое несогласие горожане аргументировали еще и тем, что транспортная проблема слишком преувеличена. Пробка в пиковый период на ул. Ульяны Громовой существует лишь полчаса-час.
Однако чиновники не хотели сдаваться. Очередной опрос жителей решили провести в марте 2018 года, приурочив его к выборам президента РФ. При этом пошли на хитрость, решив ограничить число участников опроса. Возможность высказать свое мнение была предоставлена только жителям центральной части Комсомольского района. В итоге тех, кто был «за», оказалось чуть больше. Свое мнение высказали 16012 участников опроса. «За» дорогу были 8250 человек (51,5%), «против» – 6964 человека (43,5%). «Дороге быть!» – заявили чиновники.
Новая препона
В апреле 2018 года потребовалась очередная корректировка проекта строительства дороги в связи с необходимостью исключить из состава городских лесов земельный участок площадью 0,11 га. А в декабре 2019-го выяснилось, что в рамках отведенного коридора под строительство дороги не хватает места для переноса сетей. Это означало, что придется снова вести диалог с людьми, чьи многоквартирные дома окажутся в непосредственной близости к новой магистрали. В отдельных местах в 19 метрах, в других – до 30.
То, что жители Комсомольского района такой поворот событий восприняли в штыки, было понятно изначально. Подливали масло в огонь разговоры о том, что рядом с новой дорогой уже образован земельный участок, на котором планируют разместить гостиницу.
Несмотря на небольшой перевес сторонников строительства дороги, администрация Тольятти при главе Сергее Анташеве в бюджете на 2020 год средства на строительство магистрали по ул. Механизаторов предусматривать не стала. А без этого просить деньги у областных властей смысла не имело.
Ренц лоббирует, Азаров поддерживает
После возвращения в администрацию Тольятти Николая Ренца тема прокладки дороги от ул. Громовой до ул. Лизы Чайкиной снова всплыла на поверхность. Причем градоначальник выступал как ярый сторонник. Во время прямой линии с горожанами он заявил, что дорога жизненно необходима для развития дорожной сети Тольятти. И не потому, что так хочется ему лично. Николай Ренц ссылался на то, что данная дорога есть в Генплане Тольятти еще с 80-х годов.
«Строительство дорог — это вещи, которые должны регулироваться не только нашим желанием и нашим мнением. Строительство дорог — это профессиональные вопросы, которые профессионалы должны говорить: где, как и что. …И давайте мы в данном случае искать механизмы, которые бы компенсировали те издержки, которые будут при строительстве. …Это не я решаю. А это решено уже нормативными документами городского планирования, которые утверждены органами городской власти. Я вынужден такой точки зрения придерживаться как должностное лицо», — эти слова главы Тольятти цитировали в СМИ и во всех социальных сетях.
Сопровождались они нелестными комментариями. После чего жители домов, рядом с которыми планировали проложить магистраль, запустили петицию со сбором подписей против лесной дороги. В июле 2024 года было собрано более 4000 подписей. Об этом стало известно по итогам личного приема граждан, проведенного губернатором Дмитрием Азаровым.
Тем не менее тогдашний глава региона тольяттинского градоначальника поддержал, заявив, что в областном бюджете найдутся деньги на новую дорогу. Слово сдержал — на эти цели в 2024 году Тольятти выделили 110,2 млн рублей.
Интересный момент: в июле 2018-го чиновники администрации Тольятти публично заявляли, что ориентировочная потребность на строительство объекта составляет чуть больше 44 млн рублей. В 2021-м заместитель главы города по экономике, финансам и развитию Григорий Гильгулин заявлял, что из вышестоящих бюджетов на дорогу требуется порядка 150 миллионов рублей.
Уже после отставок губернатора Дмитрия Азарова и главы Тольятти Николая Ренца строительство лесной дороги в Комсомольском районе в очередной раз поставили на паузу. В ходе публичных слушаний по проекту бюджета Тольятти на 2025 год и последующие 2026–2027 годы было заявлено, что средства на реализацию проекта по продлению улицы Механизаторов не предусмотрены.
А уже выделенные Азаровым деньги, как говорилось выше, пришлось вернуть.