С тех пор, как американские астронавты три года назад отказались от своих шаттлов, на международную космическую станцию они добираются при помощи российских космических кораблей «Союз», пилотируемых ракетами-носителями, которые производятся в Самаре. Однако программа эта, по словам главы NASA Майкла Гриффина, становится все более дорогостоящей. Кроме того, она осложняет российско-американские разногласия по поводу ситуации в Украине. В связи с этим американцы заявляют о контракте со своими соотечественниками. Основными кандидатами на подписание контракта с NASA, по версии The Washington Post, считаются компании SpaceX, Sierra Nevada и Boeing. Все они заявляют о своей готовности доставить астронавтов на орбиту по более низкой цене, чем предлагает Россия. В настоящее время NASA платит более 70 млн долларов за одно место в «Союзе».
Как это скажется на бюджете российских предприятий, которые занимаются производством не только самих ракет, но и носителей? По мнению экспертов, это не станет сюрпризом или большой потерей. Так, по словам главного редактора журнала «Новости космонавтики» Игоря Маринина, ситуация возникла не вдруг, а была запланирована заранее. «Американцы отказались от своих шаттлов и закупили в России за огромные деньги космические корабли на сумму 3 млрд 340 млн рублей, - говорит он. - В это время они вели собственные разработки. На сегодняшний день у них имеются три опытных образца, один или два из которых они планируют запустить в производство. Произойдет это не ранее 2018 года. Могу вам сказать, что заказ американцев по 2017 год включительно проплачен. Таким образом, «Прогресс» сможет набрать достаточное количество заказов, так что неожиданной брешью в бюджете предприятия потеря контракта не станет, и у него есть возможность заключить несколько не менее выгодных соглашений».
В пресс-службе Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) пояснили, что отказ NASA от эксплуатации российских пилотируемых кораблей может привести к закрытию американской части программы МКС, потому что сейчас у США нет собственных средств доставки человека на орбиту. Разработать, испытать и начать эксплуатировать космический корабль для пилотируемой космонавтики за два года вряд ли возможно. К 2017 году американские компании смогут, скорее всего, представить только эскизный проект нового пилотируемого комплекса.
«Сейчас в России реализуется собственная масштабная космическая программа, - говорится в сообщении ОРКК, - и, разумеется, мощности предприятий не будут простаивать. Россия продолжает быть открытой для международного сотрудничества как по пилотируемой космонавтике, так и по остальным космическим проектам и выполняет взятые на себя обязательства. Мы приветствуем конкуренцию – ведь это развитие».