Замедленная бомба для АвтоВАЗа
– Как прошло первое полугодие для экономики Самарской области?
– Еще в прошлом году Самарская область начала сильно стагнировать, валовый региональный продукт и налоговые поступления во все уровни бюджета сокращались. И пока эту тенденцию переломить не удалось. При этом Самарская область и сейчас объективно остается донором федерального бюджета. На территории региона собирается более 300 млрд рублей налогов, больше половины которых поступает в федеральный бюджет. Более всего пострадало автомобилестроение. И причиной этого стал искусственно спровоцированный спрос на машины, который мы активировали за счет государственных программ во время кризиса в 2008 году. Он сработал как бомба замедленного действия. Потому что обычные люди, потребители продукции Волжского автозавода, не меняют автомобиль раз в два года. Уж если они купили машину, то лет на десять.
– Но завод начинает выпускать автомобили другой категории – Renault…
– По стоимости, может быть, это и другая категория, а с точки зрения качества? Наверное, люди, которые хотят приобрести иностранный автомобиль, не будут покупать иностранный автомобиль Волжского автозавода. Тем более что стоит он так же, как и произведенный за рубежом.
– Что вы думаете о сокращениях на АвтоВАЗе? Стоит ли нам ожидать резкого роста безработицы?
– В Тольятти проблемы скорее ощущает бизнес, а не специалисты. Туда уже приехали люди из других регионов, приглашающие местных специалистов на работу с переездом. Рабочих высокой квалификации приглашают на завод «Урал» в Челябинскую область, и люди не отказываются. Кто-то перейдет в особые экономические зоны, кто-то – в другую отрасль промышленности. Сейчас в хорошем тренде производство минеральных удобрений, которое как раз базируется в Тольятти. Возможно, оно будет расширяться. Перераспределив потоки рабочей силы, мы сможем сохранить безработицу на сегодняшнем уровне.
Инфляция, беженцы и федеральный приток
– Каковы ваши прогнозы: до конца года ситуация с экономикой региона не выправится?
– Сейчас доллар и евро прыгают, и мы отыграли какие-то позиции по сравнению с началом года, значит, цена на продукцию, которую мы покупаем за доллары и евро, будет снижаться. Но гарантий, что они останутся в этом коридоре, у нас нет. Что-то мы отыграли за счет сезонности, потому что летом падает цена на сельскохозяйственную продукцию. При этом растет стоимость ГСМ, и она будет подтягивать все остальное. Растут коммунальные платежи. Растут затраты на содержание автомобильного транспорта – это не только ГСМ, но и страховка. В результате мы получим инфляцию примерно в 20% годовых.
Плюс к этому бюджет получил дополнительную нагрузку, связанную с ситуацией на Украине. Определенная часть населения Крыма – пенсионеры, и никаких пенсионных накоплений украинская пенсионная система нам передавать не будет. Все расходы лягут на ПФР. Растет число беженцев, в южных регионах их тысячи. И это люди, которые будут нуждаться в социальной поддержке, - женщины с детьми. Им нужно помогать, я ничего против этого не имею, но я оцениваю ситуацию с точки зрения экономики.
– Эта нагрузка как-то отразится на состоянии россиян?
– В России все расходные обязательства бюджета делятся на публичные и иные, установленные нормативно-правовыми актами. С точки зрения публичных обязательств, для бюджета не важно, сколько детей придет в школы в первый класс. Бюджет Российской Федерации гарантирует каждому школьнику бесплатное среднее образование. Как бы плохо бюджету ни было, ни город, ни область, ни Российская Федерация ни копейки не зажмут, и все социальные выплаты будут осуществляться в полном объеме. Но из-за этого могут быть сокращены какие-то инвестиционные расходы.
– Пришел ли в Самарскую область ожидаемый поток средств из федерального центра?
– В мае мы отметили двухлетие, как Николай Иванович Меркушкин пришел в наш регион. Он известен как человек, который умело лоббирует интересы своего региона, и я хотел увидеть результат этого лоббирования. Когда закончился полный год, в котором бюджет планировался и исполнялся при нем, стало возможным говорить о результатах его работы. И, да, пусть ненамного, но средств, которые пришли в Самарскую область из федерального бюджета, в 2013 году было больше, чем при предшественнике Николая Меркушкина.
– Как отразится на бюджете ситуация на заводе «Родник»? Ожидается ли снижение акцизных сборов?
– Акцизы на алкогольную продукцию – это доходы региона и муниципалитета. Но ситуация началась с того, что обнаружились поддельные акцизные марки, то есть мы бы ничего на них не заработали. Все могло уйти налево, мимо бюджета и налогов. Сейчас вроде бы появился новый инвестор, который, возможно, достаточно быстро восстановит производство.
Большие проблемы малого бизнеса
– Вы сказали о проблемах бизнеса в Тольятти. Бизнес в Самаре также переживает сложное время. Малый бизнес жалуется, что непонятны и постоянно меняются правила игры, налоговое бремя. Как вы оцениваете положение малого бизнеса в регионе?
– Мы имеем ежегодное сокращение субъектов малого бизнеса, и не только в Самарской области. Это связано с федеральной политикой. У нас все основные льготы - на земельный и имущественный налог - ориентированы на крупный бизнес. При этом система льгот развивается по самым коррупционным схемам, и основная масса предпринимателей этих льгот не видит. На разных уровнях звучит, чтобы спасти бизнес, нельзя повышать арендную плату на государственную и муниципальную собственность. Но эту собственность может получить не каждый бизнесмен, и здесь возможен коррупционный фактор.
Сейчас у нас система микрокредитования бизнеса – из бюджета выдается до миллиона на развитие своего дела. Но на уровне области эти деньги могут получить в лучшем случае человек 60 в год. И как, по какому принципу определяют этих людей? А перед тем, как эти деньги поделить, бюджет безвозмездно передает их частным микрофинансовым организациям, которые тоже выбираются по непрозрачной системе. Вот она, коррупционная схема.
– Малый бизнес жалуется, что не может получить в аренду участки под торговые точки, что министерство имущественных отношений отказывает им безо всяких оснований.
– Наше министерство имущественных отношений недостаточно контролирует земельные ресурсы. Самара долгое время переживала кризис управления имуществом, земли захватывались, застройщики банкротились. В результате область забрала в управление городские земли. Но сейчас ситуация выправилась, у нас нет таких проблем, а область не справляется с управлением городскими землями. Нужно вернуть городу его собственность, но министерство этому сильно сопротивляется.
Муниципально-областные барьеры
– Город готов взять на эффективное управление эти активы?
– Я думаю, что вполне. За последние года три у нас стала более прозрачной и понятной система управления землей. Сколько у нас в городе было ларьков-самостроев? А они ведь незаконно подпитывались энергоресурсами, от них проводка шла прямо к ближайшему фонарному столбу. А сейчас все это сносят, причем системно.
– При этом аукционы, объявленные городом, – на торговые места на набережной или в метро – в результате признаются провальными. Туда приходят новые лица, они дают такую цену, которую не могут предложить реальные предприниматели, а потом отказываются заключать договор. И это происходит регулярно, из конкурса в конкурс…
– Это опять несовершенство федерального законодательства. Этот вопрос регулируется ФЗ-44, который сейчас работает неэффективно. Но это система, которая работает по всей стране, а не недоработка города. У нас есть антимонопольная служба, она имеет право вести реестр недобросовестных подрядчиков, покупателей, продавцов. Лицо, которое выигрывает аукцион, а потом отказывается платить за лот, - это недобросовестное лицо, которое нужно внести в обнародованный черный список. На сегодня этого списка нет, хотя федеральный закон его предусматривает.
– Мы сейчас ждем муниципальную реформу. Как, на ваш взгляд, она отразится на состоянии бюджетов разных уровней?
– Я оцениваю реформу местного самоуправления как самую неэффективную в Российской Федерации вообще. Власть должна иметь активы, денежные средства и реальное имущество, которыми она может распоряжаться. Если у власти этих активов нет, это не власть, а попрошайка. Например, многие жители Волжского района области работают в Самаре, их НДФЛ тоже поступает в Самару. Но живут-то они в Волжском районе, где получают все больничные, льготы, пользуются поликлиниками, детскими садами, школами. На что Волжский район будет развивать социальную инфраструктуру, если налоги уходят в Самару? И если мы сделаем в городе вместо одного бюджета десять, денег больше не станет, но управлять ими будут не 10 человек, а 10 команд. Мы только увеличим число чиновников.