Красивые залы модельной библиотеки после ремонта, уставленные книгами и красочными альбомами, располагали к разговору о том, что есть самарское образование сейчас и куда его двигать.
Интересной чертой очередной сессии по сравнению с предыдущими стало то, что СМИ не включили в список участников встречи, поэтому журналистам не предоставили так называемые рабочие тетради, чтобы ознакомиться с повесткой и проблематикой мероприятия и узнать, кто будет спикером и по какой теме.
Обсуждение вопросов образования Самарской области начала первый заместитель главы городского округа Самара Юлия Ашуркова.

По её словам, перед Самарой стоит задача выйти на лидирующие позиции в сфере образования к своему 450-летию, к 2036 году: Самара является привлекательным, мощным и многообещающим городом. Она заранее попросила не фокусироваться на негативных моментах: "про дикую перегруженность школ и учебу в две смены, про нехватку мест в школьных и дошкольных учреждениях, про старые здания, про нехватку земельных участков мы знаем. Давайте сконцентрируемся на том, как решать проблемы, а на негативе", - сказала она. Ашуркова отметила, что до 2030 года предстоит построить порядка 13 школ, хотя проблема нехватки земельных участков под них остается, и пути решения проблемы озвучены не были. И поскольку у чиновников «замыленный» взгляд на проблемы, она призывала собравшихся, в том числе педагогов, активно подключаться к обсуждению и поиску путей решения проблем.
Далее слово перешло к председателю Думы г.о. Самара Алексею Дегтеву.
Он отметил, что образование в Самаре уникальное и движется всегда вперед. Уникальность, по его словам, заключается во всесторонней поддержке детей с разными способностями. Дегтев посоветовал собравшимся посетить школы, лицеи и гимназии и увидеть, как этот уровень образования развивается в городе.
Следующим выступал исполняющий обязанности заместителя главы городского округа Самара руководителя департамента образования Илья Осипов.

Он рассказал, какое внимание уделяется вопросам воспитания детей, подростков. Как они развиваются как личности, как формируется их отношение к окружающему миру. Несколько слов было сказано и о том, что нужно быть готовыми к инновациям и при этом не забывать традиции, параллельно создавая комфортную среду для жизни.

Затем слово передали председателю комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Светлане Ильиной.

Она отчиталась о законотворческих достижениях думы в сфере образования. В частности, о том, как депутаты сняли унизительную формулировку «образовательные услуги», как Самарская область организовала в числе первых в стране бесплатное горячее питание для младших школьников. В контексте разговора об организации питания она упомянула про ремонт пищеблоков. По ее словам, депутаты регулярно проводятся проверки качества и хода ремонтных работ в самых проблемных из них.
Под занавес выступления Ильиной некоторые участники сессии высказали здравую мысль о том, что спросить, каким видится будущее образования в Самаре, было бы логичным у нынешних учеников и студентов. Однако на самой сессии таковых замечено не было.
После вводных слов все участники сессии разделились на 4 секции. Каждая из них обсуждала отдельный блок проблем в «своём кругу». Поднимались вопросы о том, почему студенты не идут работать в школы, какие есть подводные камни у западных технологий, которые активно используются в образовательной среде, что делать с перегруженностью преподавателей многочисленными отчетами, которые не оставляют времени непосредственно для педагогической работы.

Интересным было замечание про данные Минтруда о том, как хотят работать будущие выпускники педагогических вузов. Они хотят свободный график, удаленный формат работы и при этом бесконечно саморазвиваться. Эту тенденцию охарактеризовали, как «ужасную».
При этом заседавшие за одним из столов обратили внимание на проблему с профориентацией в самарском образовании. Дескать, в Казани большинство знают где будут работать задолго до того, как станут выпускниками своего вуза. Вскользь затронули и стипендии, и в целом материальное положение студентов.
Параллельно с работой по секциям Алексей Дегтев, дипломированный педагог и в прошлом сам учитель, а затем директор самарской школы №58, ответил на журналистов. По словам спикера городской думы, самарское образование достигло за последние годы больших успехов, хотя хроническая проблема перегруженности педагогов никуда не делась. Во что выливается перегруженность учителей и подолгу работающие родители? В то, что роскошь человеческого общения в современных семьях часто действительно является роскошью: дети и родители мало общаются, предпочитая "потреблять контент" каждый в своих гаджетах, без обсуждений и дискуссий. Дегтев полагает, что это не только приводит к проблемам с обучением, но и к межличностным, внутрисемейным конфликтам.

После прослушивания дискуссий на всех столах стало понятно, что обсуждаемые проблемы в большинстве и так известны. Что студенты не знают, какие карьерные перспективы их ждут и на кого поступать, чтобы не остаться без работы вовсе. Что маленькие стипендии не позволяют нормально самостоятельно жить, и приходится искать работу на первых же курсах. Что учителя, педагоги и преподаватели перегружены бюрократией и бумажной волокитой вместо обучения учеников и выстраивания коммуникации с ними.

Прослушав все 4 секции, стало понятно, что собравшиеся на стратегическую сессию чиновники, директора школ и детских садов, общественники знают обо всех проблемах образования в Самаре. Но как их решать, а главное, как это помогает сформулировать траекторию развития образования на ближайшие 11 лет, осталось неясным.