От туризма — к транспорту: как министр Абдрашитов видит транспортную революцию в Самарской области

Тема дорог и транспорта стала №1 на прямой линии губернатора Вячеслава Федорищева 5 декабря. В развитие темы журналисты «МК в Самаре» побеседовали с новым министром транспорта и автомобильных дорог Самарской области Артуром Абдрашитовым о будущем и транспорта, и дорог.

От туризма — к транспорту: как министр Абдрашитов видит транспортную революцию в Самарской области
О назначении Артура Абдрашитова министром транспорта и автомобильных дорог Самарской области губернатор Вячеслав Федорищев сообщил на заседании регионального правительства в пятницу, 10 октября. Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

— Артур Игоревич, вы пришли на руководящий пост в министерство в октябре 2025 года — фактически накануне завершения дорожного сезона. Как вы оцениваете итоги 2025 года для региональной транспортной отрасли?

— Губернатором Самарской области Вячеславом Андреевичем Федорищевым поставлена задача увеличить объемы ремонта дорог в 2025 году. По его поручению в дорожном фонде Самарской области на ремонт дорог регионального значения были предусмотрены средства в размере 7,6 млрд.

Артур Абдрашитов и губернатор Вячеслав Федорищев. Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Также 7,7 млрд направлены в качестве субсидий во все города и районы Самарской области.
Общая протяженность ремонта региональных и местных дорог в Самарской области в этом году, в том числе по нацпроекту «Инфраструктура для жизни», составила более 450 км, из которых 70 км приведено к нормативу в столице нашей области. Ключевыми объектами Самары в этом году стали Московское, Красноглинское, Волжское шоссе. А в Тольятти стартовал долгожданный и масштабный капитальный ремонт ключевой магистрали города - Обводного шоссе, который должен завершиться в 2027 году. Помимо нового полотна, на шоссе появится долгожданная ливневка, обновлённый мост, тротуары и освещение.

Кроме того, в Автозаводском районе Тольятти в ноябре завершили капитальный ремонт путепровода на Ленинском проспекте — на два месяца раньше срока. Дорогу 1960-х годов постройки, критически важную для 12-ти маршрутов общественного транспорта. Большая часть средств на ремонт этого объекта поступила из областного бюджета.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Общий объем ремонта региональных и межмуниципальных трасс в Самарской области составил 203 км. Отремонтированы региональные трассы в Шигонском, Красноармейском, Пестравском, Богатовском, Ставропольском, Похвистневском, Кинель-Черкасском, Камышлинском, Большечерниговском, Большеглушицком, Кошкинском, Волжском, Красноярском, Елховском, Приволжском, Хворостянском и Нефтегорском районах. Также приведены в нормативное состояние 19 мостов. Всего по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» уложено почти 1,94 миллиона квадратных метров современного покрытия.

Важно, что мы не просто ремонтируем — мы возвращаем качество, используем самые современные технологии и высокопрочные материалы. Все отремонтированные дороги проходят инструментальную диагностику и лабораторные исследования. Видим, что жалоб от жителей стало меньше, но дороги по мере эксплуатации «не молодеют», и тем не менее, процент находящихся в так называемом нормативном состоянии повышается с каждым годом.

— В ваши первые месяцы была утверждена долгосрочная программа развития общественного транспорта на 2025–2030. Почему именно сейчас?

— Реформирование транспортной системы – одна из первых задач Вячеслава Андреевича на посту главы региона. Общество требует современного, удобного, безопасного транспорта — и мы обязаны отвечать на этот запрос. До начала работы по обновлению транспорта в 2020 году большая часть подвижного состава была устаревшей. К 2030 году мы перевернём эту ситуацию: доля современного транспорта должна составить не менее 85%. До конца 2025 года на линии выйдут 338 единиц общественного транспорта. 262 единиц уже курсируют по областным маршрутам.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Также за счет регионального бюджета мы обеспечили закупку 71 односекционного трамвая Львенок, 40 из них уже вышли на ключевые маршруты города, остальные вагоны поступят в ТТУ в 2026 году. Также благодаря программе развития городского электрического транспорта и ее финансированию из областного бюджета начаты работы по обновлению трамвайной инфраструктуры, в том числе по ремонту трамвайных путей.

Наряду с обновлением парка трамваев в Самаре планируется и масштабное обновление инфраструктуры. Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Работа по обновлению общественного транспорта будет продолжаться. С 2024 до 2030 года планируется поставить в столицу региона более 1450 единиц транспорта —1100 автобусов, 8 вагонов метро, 150 односекционных трамваев, 120 троллейбусов и 75 трехсекционных трамваев.

Параллельно сейчас разрабатывается новая модель управления: переход на регулируемые тарифы, нетто-контракты, оптимизация маршрутной сети. Никакого дублирования, только эффективные маршруты с удобным для пассажиров интервалом.

— Вы часто говорите об «интермодальности». Что это значит для жителей региона?

— Это значит, что пассажир перестаёт думать: «На чём мне добраться из пункта А до пункта Б?» — потому что вся система работает как единый организм. Выходишь из метро — рядом трамвай, за углом — автобус, а до Жигулёвских ворот — речной трамвайчик. И всё это — по единому билету.
Работу эту мы уже начали: на форуме «Транспорт России» согласовали с московскими коллегами из «МосТрансПроекта» подходы к интеграции. В Самаре в январе планируется запустить центр компетенций на базе АНО «Самара. Транспорт, удобный для жизни», где будут работать те, кто строил транспортную систему Москвы. Они помогут нам «распаковать» стратегию в конкретные проекты, а не оставить её на бумаге.

— Артур Игоревич, помимо материальной базы — дорог, мостов и подвижного состава — вы делаете серьёзный акцент на цифровизации. Какие информационные системы уже работают, и что будет запущено в ближайшие годы?

— Цифровизация — это не дополнение к транспортной инфраструктуре, а ее нервная система, без которой невозможно управлять современной агломерацией. Уже сегодня в Самарской области действует интеллектуальная транспортная система — это единая цифровая платформа, которая позволяет на основании дорожной обстановки в реальном времени изменять длительность работы сигналов светофоров.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

В состав системы входят более 400 светофорных объектов, каждый из которых оснащен детекторами транспорта для сбора данных о транспортных потоках. 161 установлен в текущем году. Управление системой осуществляет интеграционная платформа, которая анализирует поступающие данные и вырабатывает оптимальные сценарии работы оборудования.

Работа интеллектуальной транспортной системы направлена на оптимизацию движения транспорта, в том числе на обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта. «Цифра» — это не цель, а инструмент, который должен повысить комфорт движения граждан внутри агломерации вне зависимости от того, каким видом транспорта пользуются люди. Вот ради чего мы это делаем.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

— Помимо Самары и Тольятти, транспортная нагрузка растёт и в районах области. Какие проекты реализуются за пределами крупных городов?

— Самарская область — не только агломерация крупных промышленных центров, но и 27 муниципальных районов, где дорога — важная связь с миром и для экономики, и для социальной инфраструктуры сёл.

В 2025 году в муниципалитетах отремонтировано 273 километра дорог местного значения — на это направлено 7,7 млрд рублей из областного бюджета. И это не просто ямочный ремонт: речь идёт о комплексном обновлении полотна с учётом интенсивности движения и климатических нагрузок.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Каждая такая дорога - импульс для развития сельского хозяйства, малого бизнеса, медицинской и образовательной доступности. Когда фермер может без проблем доставить урожай на элеватор, а школьники гарантированно не опоздают на урок, мы понимаем: инвестиции в районную инфраструктуру — это инвестиции в будущее всей области.

Особое внимание — мостам. Например, в ноябре 2025 года мы завершили капитальный ремонт моста через реку Чёрную на трассе Самара — Оренбург. Это 310 метров полностью обновлённого сооружения: новые опоры, балки, расширенная проезжая часть — с 7,5 до 10 метров.

В регионе при Капитальном ремонте мостов устраиваются локальные очистные сооружения, чтобы защитить воду реки. Этот мост — жизненная артерия для Волжского района и 8 тысяч жителей, которые ежедневно ездят в Самару.

В 2026 году планируем приступить к ремонту 11 мостов на региональных дорогах. Также реализуем проект по развитию подъездов к малым населённым пунктам. В 2025 году обновили 160 километров дорог, ведущих к 25 небольшим поселениям и деревням.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

— А как обстоят дела с речным транспортом? Ведь именно ваш опыт в этой сфере губернатор назвал ключевым при назначении.

— Речной транспорт — это особая статья для нашего волжского региона, и ситуация здесь требует системного, а не точечного подхода. Основная проблема — критический износ флота: средний возраст пассажирских судов превышает 50 лет, что делает эксплуатацию ненадёжной и экономически неэффективной.

Фото: «МК в Самаре»

Работа идёт по двум ключевым направлениям. Первое — обновление флота через федеральные программы льготного лизинга. В 2024 году в область уже поставлены два современных судна вместимостью 240 человек каждое. Они уже работают на самых загруженных пригородных маршрутах. Но на этом мы не останавливаемся: до конца 2027 года в рамках специальной программы с привлечением Фонда национального благосостояния для нас будут построены ещё четыре таких судна. Это не просто замена старых судов — это качественно новый уровень комфорта для пассажиров и основа для расширения маршрутной сети.

Второе важное направление — развитие скоростных и туристических перевозок. С 2023 года организованы скоростные перевозки на судах на подводных крыльях «Валдай» по популярным туристическим направлениям. Планируем усилить это направление, закупив дополнительно четыре новых скоростных судна. Это откроет возможность комфортных поездок к традиционным местам отдыха на островах и правом берегу Волги.

Таким образом, наша задача — не просто поддерживать старый флот на плаву, а кардинально его обновить, создав к концу 2027 года современный, комфортный и доступный речной транспорт. Это даст мощный импульс не только для пассажирских перевозок, но и для развития туристического потенциала всей Самарской области.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

— Расскажите о крупных инфраструктурных проектах — «Центральной», Обход Самары, Фрунзенском мосте. Эти объекты десятилетиями были в планах, но реализовывались с трудом.

— Да, многое из этого — исторический долг перед жителями. Первый этап магистрали «Центральная» мы открыли в декабре 2025 года. Участок дороги стал дополнительным выездом из города Самары в направлении густонаселенных районов – Крутые Ключи и Кошелев-парк и другие. Продолжить строительство этого дорожного объекта поручил губернатор и сейчас мы рассматриваем разные варианты его реализации.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Обход Самары — один из двух приоритетов на 2026–2028 годы. Это  четырёхполосная магистраль от Преображенской до Стромиловского кольца, современные развязки, надземные переходы. Это не просто дорога — это выход на М-5, на А-300, связь с Казахстаном, снижение аварийности.

Третий этап Фрунзенского моста— тоже стратегический проект, который также обеспечит дополнительный комфортный выезд из Самары в направлении региональных и федеральных трасс.  Мы перераспределяем приоритеты. Так, проекты ул. Авроры и Северного шоссе временно приостановлены, чтобы сосредоточиться на том, что критично сейчас. Это не отказ — это разумная отсрочка.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Биографическая справка:

Артур Игоревич Абдрашитов родился в 1989 году в Казани (Республика Татарстан). В 2011 году окончил Казанский государственный университет культуры и искусств по специальности «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства».

Свою профессиональную карьеру начал в органах исполнительной власти Республики Татарстан: с 2013 по 2019 год занимал ряд руководящих должностей в сфере туризма — от начальника отдела развития туриндустрии до заместителя председателя Государственного комитета РТ по туризму.

В январе 2020 года перешёл на службу в Самарскую область, возглавив департамент туризма в структуре министерства культуры. В июле 2022 года был назначен министром туризма региона, а в декабре 2024 года стал советником губернатора Вячеслава Федорищева по вопросам развития туристической отрасли.

10 октября 2025 года губернатор объявил о назначении Абдрашитова исполняющим обязанности министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Учитывая его опыт в развитии водного туризма и межрегиональных транспортных связей, это решение было воспринято как стратегическое усиление отрасли. 18 ноября 2025 года он был официально утверждён на должности министра.

— Напоследок — о вас. Вы пришли из сферы туризма, почти без опыта в транспорте. Почему вас выбрали?

— Начинал я с культуры и туризма, но ещё в Татарстане пришло понимание: транспорт и туризм — две стороны одной медали. Без удобных дорог, без разветвленных маршрутов, без связи между городами нет комфортного, современного туризма. Возможно, Вячеслав Андреевич увидел, что получается наладить процессы, есть межведомственная координация, с федеральными структурами, с частным сектором. С людьми. И транспорт, и туризм — это же про человека.

Фото: телеграм-канал Минтранса Самарской области

Я родился в Казани, окончил университет и долгое время работал там, но последние пять лет отдал Самарской земле. Рад, что теперь могу внести вклад в развитие ещё одного волжского региона – красивого, мощного и динамичного. Хочу, чтобы наши дети и внуки ездили по хорошим дорогам, дышали чистым воздухом и гордились своими городами и селами.

---

Подписывайтесь на телеграм-канал «МК в Самаре». Там оперативно публикуются самые интересные новости Самары и губернии. Также мы создали свой канал в Дзене для тех, кому удобнее читать обо всем именно там.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру