— Артур Игоревич, вы пришли на руководящий пост в министерство в октябре 2025 года — фактически накануне завершения дорожного сезона. Как вы оцениваете итоги 2025 года для региональной транспортной отрасли?
— Губернатором Самарской области Вячеславом Андреевичем Федорищевым поставлена задача увеличить объемы ремонта дорог в 2025 году. По его поручению в дорожном фонде Самарской области на ремонт дорог регионального значения были предусмотрены средства в размере 7,6 млрд.
Также 7,7 млрд направлены в качестве субсидий во все города и районы Самарской области.
Общая протяженность ремонта региональных и местных дорог в Самарской области в этом году, в том числе по нацпроекту «Инфраструктура для жизни», составила более 450 км, из которых 70 км приведено к нормативу в столице нашей области. Ключевыми объектами Самары в этом году стали Московское, Красноглинское, Волжское шоссе. А в Тольятти стартовал долгожданный и масштабный капитальный ремонт ключевой магистрали города - Обводного шоссе, который должен завершиться в 2027 году. Помимо нового полотна, на шоссе появится долгожданная ливневка, обновлённый мост, тротуары и освещение.
Кроме того, в Автозаводском районе Тольятти в ноябре завершили капитальный ремонт путепровода на Ленинском проспекте — на два месяца раньше срока. Дорогу 1960-х годов постройки, критически важную для 12-ти маршрутов общественного транспорта. Большая часть средств на ремонт этого объекта поступила из областного бюджета.
Общий объем ремонта региональных и межмуниципальных трасс в Самарской области составил 203 км. Отремонтированы региональные трассы в Шигонском, Красноармейском, Пестравском, Богатовском, Ставропольском, Похвистневском, Кинель-Черкасском, Камышлинском, Большечерниговском, Большеглушицком, Кошкинском, Волжском, Красноярском, Елховском, Приволжском, Хворостянском и Нефтегорском районах. Также приведены в нормативное состояние 19 мостов. Всего по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» уложено почти 1,94 миллиона квадратных метров современного покрытия.
Важно, что мы не просто ремонтируем — мы возвращаем качество, используем самые современные технологии и высокопрочные материалы. Все отремонтированные дороги проходят инструментальную диагностику и лабораторные исследования. Видим, что жалоб от жителей стало меньше, но дороги по мере эксплуатации «не молодеют», и тем не менее, процент находящихся в так называемом нормативном состоянии повышается с каждым годом.
— В ваши первые месяцы была утверждена долгосрочная программа развития общественного транспорта на 2025–2030. Почему именно сейчас?
— Реформирование транспортной системы – одна из первых задач Вячеслава Андреевича на посту главы региона. Общество требует современного, удобного, безопасного транспорта — и мы обязаны отвечать на этот запрос. До начала работы по обновлению транспорта в 2020 году большая часть подвижного состава была устаревшей. К 2030 году мы перевернём эту ситуацию: доля современного транспорта должна составить не менее 85%. До конца 2025 года на линии выйдут 338 единиц общественного транспорта. 262 единиц уже курсируют по областным маршрутам.
Также за счет регионального бюджета мы обеспечили закупку 71 односекционного трамвая Львенок, 40 из них уже вышли на ключевые маршруты города, остальные вагоны поступят в ТТУ в 2026 году. Также благодаря программе развития городского электрического транспорта и ее финансированию из областного бюджета начаты работы по обновлению трамвайной инфраструктуры, в том числе по ремонту трамвайных путей.
Работа по обновлению общественного транспорта будет продолжаться. С 2024 до 2030 года планируется поставить в столицу региона более 1450 единиц транспорта —1100 автобусов, 8 вагонов метро, 150 односекционных трамваев, 120 троллейбусов и 75 трехсекционных трамваев.
Параллельно сейчас разрабатывается новая модель управления: переход на регулируемые тарифы, нетто-контракты, оптимизация маршрутной сети. Никакого дублирования, только эффективные маршруты с удобным для пассажиров интервалом.
— Вы часто говорите об «интермодальности». Что это значит для жителей региона?
— Это значит, что пассажир перестаёт думать: «На чём мне добраться из пункта А до пункта Б?» — потому что вся система работает как единый организм. Выходишь из метро — рядом трамвай, за углом — автобус, а до Жигулёвских ворот — речной трамвайчик. И всё это — по единому билету.
Работу эту мы уже начали: на форуме «Транспорт России» согласовали с московскими коллегами из «МосТрансПроекта» подходы к интеграции. В Самаре в январе планируется запустить центр компетенций на базе АНО «Самара. Транспорт, удобный для жизни», где будут работать те, кто строил транспортную систему Москвы. Они помогут нам «распаковать» стратегию в конкретные проекты, а не оставить её на бумаге.
— Артур Игоревич, помимо материальной базы — дорог, мостов и подвижного состава — вы делаете серьёзный акцент на цифровизации. Какие информационные системы уже работают, и что будет запущено в ближайшие годы?
— Цифровизация — это не дополнение к транспортной инфраструктуре, а ее нервная система, без которой невозможно управлять современной агломерацией. Уже сегодня в Самарской области действует интеллектуальная транспортная система — это единая цифровая платформа, которая позволяет на основании дорожной обстановки в реальном времени изменять длительность работы сигналов светофоров.
В состав системы входят более 400 светофорных объектов, каждый из которых оснащен детекторами транспорта для сбора данных о транспортных потоках. 161 установлен в текущем году. Управление системой осуществляет интеграционная платформа, которая анализирует поступающие данные и вырабатывает оптимальные сценарии работы оборудования.
Работа интеллектуальной транспортной системы направлена на оптимизацию движения транспорта, в том числе на обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта. «Цифра» — это не цель, а инструмент, который должен повысить комфорт движения граждан внутри агломерации вне зависимости от того, каким видом транспорта пользуются люди. Вот ради чего мы это делаем.
— Помимо Самары и Тольятти, транспортная нагрузка растёт и в районах области. Какие проекты реализуются за пределами крупных городов?
— Самарская область — не только агломерация крупных промышленных центров, но и 27 муниципальных районов, где дорога — важная связь с миром и для экономики, и для социальной инфраструктуры сёл.
В 2025 году в муниципалитетах отремонтировано 273 километра дорог местного значения — на это направлено 7,7 млрд рублей из областного бюджета. И это не просто ямочный ремонт: речь идёт о комплексном обновлении полотна с учётом интенсивности движения и климатических нагрузок.
Каждая такая дорога - импульс для развития сельского хозяйства, малого бизнеса, медицинской и образовательной доступности. Когда фермер может без проблем доставить урожай на элеватор, а школьники гарантированно не опоздают на урок, мы понимаем: инвестиции в районную инфраструктуру — это инвестиции в будущее всей области.
Особое внимание — мостам. Например, в ноябре 2025 года мы завершили капитальный ремонт моста через реку Чёрную на трассе Самара — Оренбург. Это 310 метров полностью обновлённого сооружения: новые опоры, балки, расширенная проезжая часть — с 7,5 до 10 метров.
В регионе при Капитальном ремонте мостов устраиваются локальные очистные сооружения, чтобы защитить воду реки. Этот мост — жизненная артерия для Волжского района и 8 тысяч жителей, которые ежедневно ездят в Самару.
В 2026 году планируем приступить к ремонту 11 мостов на региональных дорогах. Также реализуем проект по развитию подъездов к малым населённым пунктам. В 2025 году обновили 160 километров дорог, ведущих к 25 небольшим поселениям и деревням.
— А как обстоят дела с речным транспортом? Ведь именно ваш опыт в этой сфере губернатор назвал ключевым при назначении.
— Речной транспорт — это особая статья для нашего волжского региона, и ситуация здесь требует системного, а не точечного подхода. Основная проблема — критический износ флота: средний возраст пассажирских судов превышает 50 лет, что делает эксплуатацию ненадёжной и экономически неэффективной.
Работа идёт по двум ключевым направлениям. Первое — обновление флота через федеральные программы льготного лизинга. В 2024 году в область уже поставлены два современных судна вместимостью 240 человек каждое. Они уже работают на самых загруженных пригородных маршрутах. Но на этом мы не останавливаемся: до конца 2027 года в рамках специальной программы с привлечением Фонда национального благосостояния для нас будут построены ещё четыре таких судна. Это не просто замена старых судов — это качественно новый уровень комфорта для пассажиров и основа для расширения маршрутной сети.
Второе важное направление — развитие скоростных и туристических перевозок. С 2023 года организованы скоростные перевозки на судах на подводных крыльях «Валдай» по популярным туристическим направлениям. Планируем усилить это направление, закупив дополнительно четыре новых скоростных судна. Это откроет возможность комфортных поездок к традиционным местам отдыха на островах и правом берегу Волги.
Таким образом, наша задача — не просто поддерживать старый флот на плаву, а кардинально его обновить, создав к концу 2027 года современный, комфортный и доступный речной транспорт. Это даст мощный импульс не только для пассажирских перевозок, но и для развития туристического потенциала всей Самарской области.
— Расскажите о крупных инфраструктурных проектах — «Центральной», Обход Самары, Фрунзенском мосте. Эти объекты десятилетиями были в планах, но реализовывались с трудом.
— Да, многое из этого — исторический долг перед жителями. Первый этап магистрали «Центральная» мы открыли в декабре 2025 года. Участок дороги стал дополнительным выездом из города Самары в направлении густонаселенных районов – Крутые Ключи и Кошелев-парк и другие. Продолжить строительство этого дорожного объекта поручил губернатор и сейчас мы рассматриваем разные варианты его реализации.
Обход Самары — один из двух приоритетов на 2026–2028 годы. Это четырёхполосная магистраль от Преображенской до Стромиловского кольца, современные развязки, надземные переходы. Это не просто дорога — это выход на М-5, на А-300, связь с Казахстаном, снижение аварийности.
Третий этап Фрунзенского моста— тоже стратегический проект, который также обеспечит дополнительный комфортный выезд из Самары в направлении региональных и федеральных трасс. Мы перераспределяем приоритеты. Так, проекты ул. Авроры и Северного шоссе временно приостановлены, чтобы сосредоточиться на том, что критично сейчас. Это не отказ — это разумная отсрочка.
Биографическая справка:
Артур Игоревич Абдрашитов родился в 1989 году в Казани (Республика Татарстан). В 2011 году окончил Казанский государственный университет культуры и искусств по специальности «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства».
Свою профессиональную карьеру начал в органах исполнительной власти Республики Татарстан: с 2013 по 2019 год занимал ряд руководящих должностей в сфере туризма — от начальника отдела развития туриндустрии до заместителя председателя Государственного комитета РТ по туризму.
В январе 2020 года перешёл на службу в Самарскую область, возглавив департамент туризма в структуре министерства культуры. В июле 2022 года был назначен министром туризма региона, а в декабре 2024 года стал советником губернатора Вячеслава Федорищева по вопросам развития туристической отрасли.
10 октября 2025 года губернатор объявил о назначении Абдрашитова исполняющим обязанности министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Учитывая его опыт в развитии водного туризма и межрегиональных транспортных связей, это решение было воспринято как стратегическое усиление отрасли. 18 ноября 2025 года он был официально утверждён на должности министра.
— Напоследок — о вас. Вы пришли из сферы туризма, почти без опыта в транспорте. Почему вас выбрали?
— Начинал я с культуры и туризма, но ещё в Татарстане пришло понимание: транспорт и туризм — две стороны одной медали. Без удобных дорог, без разветвленных маршрутов, без связи между городами нет комфортного, современного туризма. Возможно, Вячеслав Андреевич увидел, что получается наладить процессы, есть межведомственная координация, с федеральными структурами, с частным сектором. С людьми. И транспорт, и туризм — это же про человека.
Я родился в Казани, окончил университет и долгое время работал там, но последние пять лет отдал Самарской земле. Рад, что теперь могу внести вклад в развитие ещё одного волжского региона – красивого, мощного и динамичного. Хочу, чтобы наши дети и внуки ездили по хорошим дорогам, дышали чистым воздухом и гордились своими городами и селами.
---
Подписывайтесь на телеграм-канал «МК в Самаре». Там оперативно публикуются самые интересные новости Самары и губернии. Также мы создали свой канал в Дзене для тех, кому удобнее читать обо всем именно там.