Дело Михеевой: попытка усидеть на двух стульях или следование букве закона?

17 мая прошлого года высокопоставленную чиновницу, которая в числе прочего была советницей губернатора Азарова, задержали по подозрению в мошенничестве.

Дело Михеевой: попытка усидеть на двух стульях или следование букве закона?
Ольга Михеева возглавляла научно-образовательный центр, ни много ни мало, мирового уровня

Сначала Михееву отправили под стражу, а затем меру пресечения изменили на домашний арест. По статье 159 ч.4 УК РФ - мошенничество, совершённое организованной группой либо в особо крупном размере - Михеевой и ее брату грозит лишение свободы на срок до десяти лет.

На целый год, пока шло следствие, громкое дело выпало из фокуса внимания СМИ, затем в мае 2025 года дело начал рассматривать Ленинский районный суд Самары. 19 и 26 августа прошло два заседания под председательством судьи Анны Грицык по уголовному делу Ольги Михеевой — бывшего директора АНО «Институт регионального развития» (ИРР). Корреспондент «МК в Самаре» побывал на обоих слушаниях в Ленинском районном суде. Что известно на данный момент?

Старые обиды или кадровые чистки?

До 2020 года Ольга Михеева руководила областной службой государственного финансового контроля, учредителем которой является областное правительство, и занимала должность заместителя председателя Правительства региона. На этом посту она запомнилась противостоянием со многими властными структурами, в которых Госфинконтроль выявлял различные нарушения, вплоть до возбуждения уголовных дел по этим материалам. Позднее одни наблюдатели связывали обыски в офисе и дома у Михеевой с тем, что кто-то из влиятельных людей решил припомнить Михеевой старые обиды, другие — с масштабными чистками в команде Дмитрия Азарова.

Экс-губернатор Дмитрий Азаров был частым гостем на мероприятиях своего советника. ФОТО: НОЦ "Инженерия будущего"

В 2022 и 2023 годах Михеева совмещала должность гендиректора АНО «ИРР» с должностью директора научно-образовательного центра (НОЦ) «Инженерия будущего» по стратегическому развитию. А ее брат, Денис Гусев, занимал должности управляющего директора НОЦ в штатном расписании ИРР и директора по структурной интеграции НОЦ.

По версии следствия, они похитили деньги из средств гранта в форме субсидии, выделенных Министерством науки и высшего образования РФ из федерального бюджета путем создания «вторых должностей», по которым она и Гусев не работали. Общий ущерб оценивался первоначально в 1,4 миллиона рублей, а позже вырос до пяти миллионов. 

Совмещали все, а виноваты двое?

Михеева и ее адвокат Андрей Соколов отвергли обвинения, указывая на то, что деятельность НОЦ финансировалась за счет безвозвратных грантов Минобрнауки РФ и охватывала интересы семи регионов, тогда как ИРР создавался исключительно для внутрирегиональных задач Самарской области. Они считают, что, если бы Михеева выполняла функции в НОЦ, оставаясь только главой ИРР, это нарушало бы бюджетное законодательство.

Сторона защиты также утверждала, что обязанности по основной и совмещаемой должностям у Михеевой и Гусева были разными. По мнению защиты, обвинение не содержит описания преступной деятельности или признаков преступления, не описывает способ хищения средств, выделенных ИРР на покрытие фактически понесенных расходов и одобренных Наблюдательным советом, в который входили первые лица Правительства Самарской области. 

Михеева и ее защита представили в суде десятки документов. Фото: МК в Самаре

Кроме того, защита назвала странным, что следствие предъявило обвинение только Михеевой и Гусеву, игнорируя аналогичные действия других сотрудников — а это свыше ста человек за три года. Еще в ходе заседания 8 июля было установлено, что Михеева не имела доступа к финансовым средствам организации: в ИРР за это отвечали исполнительный директор, подчиняющийся напрямую учредителям АНО, и бухгалтерия. Михеева же, занимая должность генерального директора, выполняла исключительно представительские обязанности. Ее рабочие будни проходили за деловыми встречами, совещаниями, презентациями и участием в выставках и форумах, но никак не были связаны с бухгалтерией или управлением финансами.

Нельзя, но можно?

Во вторник, 19 августа, перед судом выступил свидетель — Наталья Кацкова. Она занимала должность руководителя службы персонала в ИРР в 2022-2023 годах. В ходе заседания Кацкова пояснила, что все сотрудники, работающие как по гранту, так и вне гранта, имели должностные инструкции. Но какие именно инструкции были у Михеевой, она не помнит, отметив лишь, что они «хранились в папках». При этом сама Кацкова совмещала несколько должностей: по гранту, по ее словам, она также выполняла функции приема, увольнения и уведомления сотрудников.

Защита Михеевой обратила внимание, что Программа НОЦ (утвержденная Наблюдательным Советом и одобренная федеральным Советом под председательством вице-премьера РФ) не предусматривает мероприятий по ведению кадровой работы. Кацкова же возразила, подчеркнув, что все сотрудники, включая аналитиков, были приняты на грант. Она также заявила, что получала одну зарплату, выполняя при этом двойной объем работы. Но данные, полученные защитой из федерального и областного казначейств, говорят, что Кацкова также месяцами получала зарплату и по основной должности из областного бюджета, и по временной — за счет гранта.

Наталья Кацкова местами опровергала сама себя. Фото: МК в Самаре

По расчетным ведомостям, за сентябрь главный кадровик ИРР получила 170 454 р. по основной должности и 69 600 - по временной, за счет гранта. Предновогодние премии в обоих организациях были щедрыми: в декабре по основной должности, то есть из областного бюджета, она получила 296 752 р. и еще 250 000 р. из грантовых денег.

Адвокат уточнил, велась ли у Кацковой кадровая работа, в т.ч. табели учета работы по основным и совмещаемым должностям Михеевой и Гусева, на что свидетель ответила, что добросовестно вела кадровую работу и раздельно учет рабочего времени по основной должности и по совмещаемой в отношении Гусева Д.А. и Михеевой О.А. То есть, получается, четко отделяла и различала функционал подсудимых по основным и временным должностям. Когда же адвокат уточнил, что делала сама Кацкова на временной должности главного специалиста по реализации мероприятий НОЦ и как она развивала этот самый НОЦ, та в отчаянии вскрикнула:

— Мы не развивали НОЦ?! Там ни я, ни сотрудники моей службы персонала и исполнительной дирекции не развивали НОЦ. Эти должности для нас были созданы, в том числе, для выплаты нам зарплаты. Эти «придуманные» должности служили именно этой цели, потому что не было собственных средств на надбавки и премии нам. Все выплаты, начиная с осени и до конца года, осуществлялись нам из гранта. Поэтому эти должности и были введены, мы официально на них были приняты, оклады получали из областного бюджета, а все остальные выплаты и премии, предусмотренные областным трудовым договором, — из гранта.

— Так нельзя же так делать? Программа НОЦ не предусматривает такие направления? — уточнил адвокат Соколов.

— Можно. Мы так делали.

При этом выяснилось, что временные должности и трудовые документы по ним, в том числе и по самой себе, Кацкова вводила и подписывала сама!

На вопрос защиты, есть ли в функционале гендиректора АНО ИРР трудовые функции по стратегическому развитию НОЦ, которыми в НОЦе занималась Михеева, Кацкова с опорой на Устав ИРР ответила, что нет. То есть, выходит, Михеева и Гусев на своих должностях по совместительству выполняли все же отличный от их основных должностей функционал и действительно развивали НОЦ, обеспечивая работу в интересах других регионов и их ВУЗов? Ее по бюджетному законодательству нельзя финансировать из бюджета Самарской области, нельзя за деньги налогоплательщиков Самарской области двигать науку и образование, например, Чувашии и Мордовии, Ульяновска и Пензы, Саратова, Астрахани и Тамбова, которые являлись участниками и партерами НОЦ. Именно это ограничение, судя по всему, и стало главной причиной «отпочкования» научно-образовательного центра «Инженерия будущего» от АНО «Институт регионального развития». 

Не был, не помню, не состоял

Во вторник, 26 августа, в суде дали показания еще два свидетеля. Первым выступил Олег Фабрикантов, работавший в ИРР с июня 2020 и занимавший пост исполнительного директора ИРР до октября 2022 года. Он заявил, что к моменту его увольнения вопросы, связанные с расходованием гранта, еще не обсуждались. Выходило, что Фабрикантов, один из ключевых свидетелей обвинения, уволился до того, когда в 2022-2023 годах выделялись гранты — те, в хищении которых обвиняются Михеева и Гусев.

Он также сказал, что должности генерального директора ИРР и директора по стратегическому развитию НОЦ имеют разное содержание, чем вслед за Кацковой опроверг тезисы обвинения о дублировании должностей, попутно отметив при этом высокую нагрузку в работе сотрудников. Более того, для перечисления денежных средств со счетов ИРР в Казначействе требовались только две подписи — его и главного бухгалтера, а Михеева не имела формального отношения к распределению и перечислению зарплат и премий. При этом Фабрикантов четко отметил, что в ИРР было два независимых друг от друга исполнительных органа — генеральный директор и исполнительный директор, каждый из которых подчинялся Общему Собранию учредителей АНО.

«Больше верила в меня, чем я сам в себя»

Второй свидетель — Даниил Бажин, директор акселерационных программ в ИРР. По словам Бажина, НОЦ занимался стратегическим управлением и реализацией научно-технологических проектов. Особое внимание уделялось акселерации университетских идей: команда ИРР помогала максимально быстро переносить инновации из стадии концепции в стадию производства. Практически вся работа проходила в командировках — в федеральные научные центры, где перенимался опыт и налаживались контакты с крупными корпорациями.

Судья Анна Грицык. Фото: МК в Самаре

Даниил Бажин напомнил суду, что создание временных должностей не было исключением, а являлось распространенной практикой в других регионах. Оплата временных должностей происходила сверх основного бюджета и зависела от вклада сотрудника в достижение целей проекта.

Из уст Бажина едва ли не в первый раз прозвучали конкретные результаты освоения грантов, таких как, например, обеспечение разработки газотурбинной энергетической установки, которая может обеспечивать теплом и электроэнергией целые поселки. Отдельно Бажин отметил уникальность инновационного сертификата — нового инструмента поддержки научных исследований высших учебных заведений-участников НОЦ. Что касается внутренней атмосферы, по словам свидетеля, конфликты внутри коллектива возникали в основном из-за высокой интенсивности работы.

— Моя личная ситуация была такая, что я не всегда соответствовал ожиданиям руководителя. Она верила больше в меня, чем я сам в себя, — признался Бажин, заявив, что Михеева была «требовательным, но при этом грамотным и трудоспособным руководителем».

Следующее заседание пройдет в четверг, 4 сентября.

---

Подписывайтесь на телеграм-канал «МК в Самаре». Там оперативно публикуются самые интересные новости Самары и губернии. Также мы создали свой канал в Дзене для тех, кому удобнее читать обо всем именно там.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру