«Самомоющаяся гора посуды»: как в Самаре создавали необычный арт-объект

Известный самарский художник поделился подробностями создания новой инсталляции под названием «Фонтан»

В Самаре 13 октября рядом с филиалом Третьяковской галереи появился новый арт-объект. В саду Фабрики-кухни установили инсталляцию, собранную из советской эмалированной посуды: ванн, тазиков, кастрюль и даже кружек. Мы пообщались с автором «Фонтана», известным самарским художником Андреем Сяйлевым, и узнали интересные подробности.  

Известный самарский художник поделился подробностями создания новой инсталляции под названием «Фонтан»
Евгений Шаров

Самомоющаяся гора посуды

Идея «Фонтана» родилась, когда кураторы проекта «Соседский огород» от филиала Третьяковки связались с Андреем Сяйлевым. Все лето в местном саду за зданием Фабрики-кухни выращивали овощи. Участие принимали и местные жители. По словам художника, там была воссоздана атмосфера типичной советской-постсоветской дачи, где вещи, отжившие свое, приобретают вторую жизнь. Что-то, что используется в дачном быту, например, в процессе полива.

«И, соответственно, я сразу подумал, что, наверное, в основе инсталляции должна быть некая ванна. Потом шаг был второй: всё-таки Фабрика-кухня — это место, где производили еду, и где многие поколения, собственно...[употребляли пищу] Логично, что там был цех, где мыли посуду. Я подумал, что это будет красивой метафорой: типичная гора грязной посуды, которая как бы сама омывается, и плюс еще дает доступ, собственно, к воде участникам проекта «Соседский огород», - рассказал автор инсталляции.

"Соседский огород". Автор фото: Евгений Шаров

Искусство за наличку

Детали для «Фонтана», по словам художника, были найдены в объявлениях на Авито. Найти было намного проще, чем оплатить, признается художник. Большинство из тех, кто продавал ненужную утварь, готовы были расстаться с ней только за наличный расчет.

«Мне приходилось постоянно снимать наличку в банкоматах. И оказывается, что они все смотрят телевизор, и там, видимо, какая-то главная идея в телевизоре, что ни в коем случае не принимайте денежные переводы от незнакомцев. Ну, это как-то связано, видимо, с какими-то там действиями недружественных стран, потому что это какая-то уголовная история. Это мне показалось очень странным», - вспоминает Андрей Сяйлев.

Когда почти все было найдено и куплено, художнику пришлось ломать голову: не хватало элемента для плавного перехода от крупной к мелкой посуде. 

«И мы чудом нашли в Сызрани детскую ванну 50-х, по-моему, годов выпуска, или 70-х. И вот ее оттуда специально заказали, привезли. Целая была спецоперация доставить ее, но тем не менее, собственно, этот пятый блок, позволяющий органично складываться в структуре от большего к меньшему, мы раздобыли», - рассказал автор «Фонтана».

Андрей Сяйлев. Автор фото: Евгений Шаров

Справка «МК»

Андрей Сяйлев, 42 года, художник, дизайнер. Занимается живописью, видео- и стрит-артом. Окончил в 2001-м Самарское художественное училище, а в 2011-м – Педуниверситет. В 2017 году входил в ТОП-100 молодых российских художников по версии авторитетного сайта о современном искусстве In-Art. Работы художника находятся в Третьяковской Галерее, Фонде Смирнова и Сорокина, в частных коллекциях России и за рубежом.

Успейте видеть

На первый взгляд может показаться, что арт-объект – это просто установленные друг на друга емкости. Но это не так. Это сложная конструкция с системой подачи воды, питанием, фундаментом, конструктивом, который не позволит объекту развалиться, подчеркивает автор проекта.

«В зимний период проект «Соседский огород» не работает. Он просто будет законсервирован до следующего сезона. Вот и все. Ну, это, собственно, функциональная конструкция. Если вдруг что-то с ней случится: сломается, проржавеет, ну, или ее просто демонтируют, то, видимо, коллеги из Третьяковки что-то новое сделают», - объяснил художник.

Евгений Шаров

Остается надеяться, что судьба инсталляции только в руках специалистов из филиала Третьяковской галереи. Ведь "Фонтан" все-таки на улице. А руки нашего человека имеют свойство иногда чесаться. Вандализм, по мнению художника, тоже является формой встречи зрителя с искусством. 

«И если человек так прореагировал при взаимодействии с этим объектом, то окей. То есть в какой-то степени я отпускаю его в личное, в свободное плавание. Если его сломают, ну что ж, так тому и быть. Такова реакция зрителя. Это абсолютно нормально», - считает художник Андрей Сяйлев.

Пока у самарцев есть возможность лицезреть инсталляцию, расположенную на территории Фабрики-кухни, во всей красе. Успейте до холодов или до "взаимодействия" с арт-объектом. 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру