В Самаре 107 человек не получили автомобили, заплатив за них деньги

«Рено» не дано

ООО «АЗР Моторс Самара» появилось на свет в 2011 году. Вскоре компания стала официальным дилером завода Renault в городе, и на Заводском шоссе открылся автосалон. Покупатели охотно брали машины, которые по ценам были порой доступней, чем у конкурентов. По словам гендиректора компании Владимира Колинченко, в 2014 году заключено было, к примеру, более 800 договоров купли-продажи. Проблема в том, что этот же год стал для компании последним, потому что часть контрактов выполнены не были.

 

Новогодний «сюрприз»

6 августа я приехал покупать «Рено Дастер». Внес 450 тысяч в кассу сразу, остаток — около 300 тысяч — оформил в кредит, — рассказал Виктор Ярхунин. — Моя машина стояла в салоне, но мне ее сразу не отдали, потому что не было оригинала ПТС. Мне обещали его скоро привезти, а пока отдали на руки его копию, по которому я машину застраховал, плюс заказал в салоне дополнительное оборудование: подкрылки, ковры и сигнализацию. Все, конечно, оплатил, несколько раз сидел в салоне своего «Дастера», но все сроки истекли, а его мне так и не отдали. Приехал «на разборки», мне предложили во временное пользование дилерский «Рено Логан». Я согласился. А когда в очередной раз, уже под Новый год приехал в салон узнать, не пришли ли документы на мою машину, он уже был закрыт, а часть автомобилей вскоре оттуда вывезли. В частности, мой «Дастер» я позже нашел в Волгограде.

В Самаре началась паника: оказалось, что потерпевших около сотни, автомобилей они не получили, а ООО «АЗР Моторс Самара» тем временем пропало из списка официальных дилеров Renault.

Потерпевшие бросились в суды и правоохранительные органы за помощью. В начале февраля городская полиция возбудила-таки уголовное дело по статье «Мошенничество».

А 6 февраля была организована встреча властей и силовиков с пострадавшими, на которую вызвали и адвокатов гендиректора фирмы Владимира Колинченко. Сам предприниматель на тот момент лежал в больнице.

Адвокаты заявили, что подобная ситуация сложилась из-за того, что ООО «АЗР Моторс Самара» было должно 22 млн рублей одному из банков, причем кредит брался под залог автомобилей. В 2013-м компания долг выплатила, но платеж не прошел, так как банк неожиданно обанкротился, а Агентство по страхованию вкладов выплату не признает и требует эти деньги повторно.

В ответ на подобные оправдания власти поинтересовались, как Колинченко мог продавать автомобили, находившиеся в залоге у банка, и где остальные деньги покупателей.

— Ответственность за произошедшее несет гендиректор ООО «АЗР Моторс Самара» Владимир Колинченко, — отмел все оправдания начальник УМВД России по Самаре Владимир Блохин. — Налицо грубейшие нарушения закона, наша цель — вернуть людям деньги.

 

Остался без колес

Интересно, что похожие ситуации произошли еще в нескольких городах: Ставрополе, Архангельске и Минеральных Водах. При содействии депутата Госдумы Александра Хинштейна ЗАО «Рено Россия» пошло на контакт и вроде бы обещало помочь покупателям. Однако этого не произошло.

Жителей Самары также успокаивали: следствие арестовало несколько десятков машин и имущество Владимира Колинченко на 220 млн рублей, поэтому все пострадавшие получат возмещение ущерба.

Однако возврат денег и предоставление купленных автомобилей пока под вопросом. Дело в том, что ООО «АЗР Моторс Самара» проходит процедуру банкротства. Оказалось, что имущество компании давным-давно заложено одному из банков, который в первую очередь должен получить свои 125 млн рублей. Потом после продажи имущества фирмы с молотка необходимо возместить ущерб другим крупным организациям, в том числе Агентству по страхованию вкладов, и уже последними на остатки денег (если они будут) смогут рассчитывать физические лица.

Более того, полиция арестовала лишь небольшую часть машин, а основная масса была вывезена ЗАО «Рено Россия» и отправлена в другие регионы.

В частности, «Рено Дастер», за который Виктор Ярхунин отдал около 700 тысяч рублей, «переехал» в Волгоград. Самарец пытался через суд аннулировать продажу его автомобиля местному жителю. Однако представители ЗАО «Рено Россия» в суде заявили: ООО «АЗР Моторс Самара» у ЗАО «Рено Россия» спорный автомобиль не выкупило, поэтому у дилера и не было на руках техпаспорта, а значит, и продавать его было нельзя. Не получив от дилера деньги за машину в установленный срок, ЗАО «Рено Россия» вернуло свою собственность, которую сначала передало на ответственное хранение в ООО «ЛАНТ» в Тольятти, а затем — добросовестному дилеру в Волгоград, причем деньги за автомобиль были перечислены буквально в течение недели, а потому право собственности перешло этому дилеру. А «Рено Дастер», в свою очередь, был продан физическому лицу, являющемуся добросовестным покупателем.

Суд с такой позицией согласился и пояснил, что все претензии Виктору Ярхунину предъявлять надо в ООО «АЗР Моторс Самара», а потому его иск отклонил.

 

Ответит за всё?

Своего часа обманутый покупатель дождался только в этом году — в ноябре 2016-го дело в отношении Владимира Колинченко дошло, наконец, до суда.

7 ноября состоялось первое заседание, на котором Колинченко своей вины не признал. Его адвокат сетует на кризис: мол, посмотрите сами, сколько фирм за год разорилось, а тут еще на недобросовестных контрагентов наткнулись — в общем, сплошные проблемы.

Но потерпевшим от этого, что называется, ни жарко ни холодно — а их по делу в итоге насчитали 107 человек. Общий ущерб, нанесенный покупателям, оценен в 40 с лишним миллионов рублей. Сумма могла бы быть значительно больше, но не все оплатили стоимость автомобилей сполна — некоторые, почуяв неладное, остановились на первоначальном взносе в 50 или 100 тысяч рублей.

— 27 сентября я внес предоплату 100 тысяч рублей за «Рено Дастер», стал ждать, как и многие другие, примерно в октябре-ноябре увидел, что в Интернете пишут о недобросовестности дилера, после чего 19 ноября написал заявление о возврате мне денег, — рассказал Валерий Вишняков. — Когда их не отдали, пошел в прокуратуру. Сейчас материальных претензий к Колинченко не имею: ущерб мне возместили. Однако я считаю, что его нужно наказать по статье закона.

Действительно, части пострадавших ущерб был возмещен — в основном речь идет о небольших суммах. Часть договоров купли-продажи по договору цессии выкупила некая правовая компания «Версия». В чем заключается практический интерес компании, пока не ясно, на судах ее представители до сих пор не появлялись.

Между тем Владимиру Колинченко обвинение предъявлено по двум статьям: кроме продажи не выкупленных у Renault машин, что было квалифицировано по статье «мошенничество», ему предъявили еще и растрату.

— В 2014 году он взял из кассы под отчет 9 млн рублей, — сообщила старший помощник прокурора Советского района Елена Воловецкая. — Но отчитался фактически об использовании лишь 295 тысяч, которые были потрачены на общехозяйственные нужды. Куда делась остальная сумма — не известно, в финансовых отчетах это не отображено, поэтому следствие посчитало, что имеет место хищение чужого имущества с использованием служебного положения в особо крупном размере.

Конечно, адвокат Колинченко Сергей Арзиани утверждает, что на самом деле деньги не были украдены — да и как гендиректор фирмы может сам у себя что-либо украсть? Правоохранительные органы же считают, что то были не деньги фирмы, а взносы покупателей за машины, которые Колинченко должен был потратить на выкуп их у завода-производителя, но не сделал этого.

Каждая из статей, по которой судят Владимира Колинченко, предусматривает до 10 лет лишения свободы со штрафом 1 млн рублей. Кроме того, каждый из потерпевших имеет право заявить гражданский иск. Чем закончится это дело — пока не ясно, в его хитросплетениях разбирается заместитель председателя Советского районного суда Самары Денис Лазарев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру