1.Об авторах и смыслах
Монумент Славы в советском Куйбышеве возводили девять лет с 1965 по 1971 годы.
Первые пять лет утверждали эскиз, искали место, согласовывали концепцию. Еще четыре года понадобилось, чтобы установить исполина на волжском склоне. Авторы памятника – московский архитектор Андрей Самсонов и скульпторы Павел Бондаренко и Олег Кирюхин.
Памятник должен был отражать огромный вклад куйбышевских авиастроителей в победу в Великой Отечественной войне.
2. Народный герой
Увидеть лицо скульптуры с земли сложно. На высоту 53 метра (40 метров – постамент и еще 13 метров – высота самой фигуры мужчины) поднимаются лишь специально обученные люди, поддерживающие памятник в хорошем состоянии. Нельзя умолчать факт о том, как несколько лет назад самарский 16-летний руфер забрался на самый верх монумента, чтобы сделать уникальные снимки. Но истинное лицо рабочего самарцы впервые увидели в соцсетях прошлом году. Памятник засняли с камеры беспилотника. Оказалось, у монументы широкие скулы и чуть раскосые глаза. Впрочем, такими советских героев представляли в 70-е годы почти всегда. Рабочий держит на поднятых руках «крылья» - две наклоненные плоскости.
Величественная фигура вызывает уважение и восхищение. Не зря этот памятник вошел в число главных символов Самары.
3. Выше и старше Гагарина
Самарский авиастроитель может соперничать по размерам и величественности с известными монументами России и мира. Например, по высоте «Паниковский» превосходит статую Христа-Спасителя в Рио-Де-Жанейро. Многие путают рабочего с памятником Гагарину. Основания для этого есть. Ведь автор монумента первому космонавту на проспекте Ленина в Москве – один из авторов куйбышевского авиастроителя – Павел Бондаренко. Правда самарское творение Бондаренко появилось на девять лет раньше столичного.
Кстати, авторы монумента Славы претендовали на госпремию за эту работу. Однако руководителю Куйбышева показалось, что у «Паниковского» - «слишком женская грудь» и он не подписал ходатайство о поощрении творцов.
4.С миру по рублю
Материалы для монумента – толстые листы стали, цемент для фундамента и т.д., а также работы по установке памятника стоили недешево. Известно, что средства собирали со всего города. Каждый рабочий Куйбышева пожертвовал на новый символ города по рублю. К слову, в те времена на рубль можно было 33 раза проехать на трамвае (билет стоил 3 копейки).
5. «Непьющий»
Самый народный памятник Самары имеет несколько несоциальных прозвищ. Самое известное – «Паниковский с гусем» родился в пик популярности произведения Ильфа и Петрова «Золотой теленок», Фигура мужчины с крыльями над головой напомнила куйбышевцам образ Паниковского. Называют авиастроителя и просто «Крылья», «крылышки», «железный дровосек», «Икар». Есть и менее пафосное прозвище – «непьющий».
«Летом только у одного самарца в руках нет кружки пива, потому что у него руки заняты», - шутят горожане.