В Самаре до суда дошло громкое дело о коммерческом подкупе

Коррупция или провокация?

Люди в масках врываются в кабинет, набрасываются на полноватого человека и валят его на пол — это реальные кадры задержания предполагаемого посредника в передаче коммерческого подкупа из Самары. Дело было 7 апреля 2015 года.

Коррупция или провокация?
В июле 2016-го расследование уголовного дела против Нильского и Вершкова подошло к концу

Мужчина тяжело отдувается, говорит с трудом, но этого и не нужно — на тот момент у полиции на руках был уже полный расклад, начиная от заявления, написанного предпринимателем Вячеславом Усыниным, и заканчивая многочисленными материалами проверки.

Громкое задержание проводили силами аж трех ведомств: ФСБ, МВД и службы безопасности крупной нефтяной компании, ведь именно в «дочке» последней и выявили факт коррупции.

— Наши сотрудники некоторое время документировали деятельность преступной группы, которая занималась вымогательством денежных средств в коммерческих целях, — сообщил тогда начальник ГУ МВД России по Самарской области Сергей Солодовников. — Речь идет о 18 млн рублей, таких сумм взяток в регионе еще не было.

Впоследствии сумма «выросла» до 20,523 млн рублей и зазвучали имена задержанных: управляющего филиалом ООО «Самарский инженерно-технический центр» (ИТЦ) Александра Нильского и его знакомого Сергея Вершинина, уголовные дела возбудили по фактам коммерческого подкупа и посредничества в его осуществлении.

Также стало известно, что при обыске у Нильского изъяли: 13 свидетельств о праве собственности на квартиры, земельные участки и нежилые объекты недвижимости; 7 договоров долевого участия в строительстве объектов недвижимости; 5 ПТС на иномарки, зарегистрированные на членов семьи; 237,5 тысячи рублей наличкой; 4 пластиковые карты различных банков; документы на сейфовые ячейки для хранения ценностей; бумаги, подтверждающие осуществление наличных платежей от имени Нильского, на сумму 55,5 млн рублей.

Через пару дней Александра Нильского отправили в СИЗО на два месяца, потому что следователи боялись, что он сбежит за границу, а Вершкова на некоторое время отпустили с миром.

Временные послабления

На выручку Нильскому пришел столичный адвокат — Матвей Протасов сумел вытащить своего подзащитного из СИЗО в июне 2015 года под домашний арест. Немало этому способствовала жена его клиента, которая приехала на суд, беременная третьим ребенком и со справкой о том, что есть угроза выкидыша, — правда, при этом женщина была на высоченных шпильках, но судья не обратила на это внимания.

По словам адвоката, при Нильском в 2015 году не было заключено ни одного контракта с Вячеславом Усыниным, который проходил по делу потерпевшим. По версии защиты, в Самарском ИТЦ стали проводить политику уменьшения аутсорсинга, Усынин чувствовал, что остается ни с чем, вот и пошел ва-банк. Но Нильский, как утверждала защита, ни в чем не виноват — денег-то он не брал, а что предназначались они ему, еще надо доказать.

В 2016 году грянул гром: в апреле на Вячеслава Усынина в городе Отрадном, где он проживал, было совершено покушение. Неизвестный несколько раз выстрелил по его автомобилю и скрылся в неизвестном направлении. Сам предприниматель не пострадал, а вот Нильский и Вершков после этого были отправлены прямиком в СИЗО — кому, как не им, могло быть выгодно молчание Усынина?

В июле 2016-го расследование уголовного дела против Нильского и Вершкова подошло к концу, а к сентябрю после долгих отлагательств дошло до суда.

Выгодное открытие

Из обвинительного заключения, оглашенного прокурором, следует, что, занимая должность управляющего ООО «Самарский инженерно-технический центр» (ИТЦ), Александр Нильский имел право без доверенности заключать сделки, подписывать платежные документы, решать вопросы оптимизации, обеспечивать выполнение договорных обязательств и в принципе полностью контролировал деятельность «дочки» нефтяной компании.

В 2014 году ему в руки попались контракты ИТЦ с ООО «Специалист» и ООО «Техносервис», директором которых был Вячеслав Усынин. Документы подписывал предшественник Нильского на посту управляющего, и речь в них шла о том, что ИТЦ платило 193,7 млн рублей за предоставление ему персонала «в аренду». При этом в документах не были четко оговорены сроки окончательно расчета между компаниями, на чем, по версии следствия, Нильский и решил нажиться, тем более что в 2013 году уже шли переговоры о том, что подписание актов выполненных работ и перечисление денег предполагает «откат», но тогда эти условия ставил другой человек.

В мае 2014 года Нильский во время неформальной встречи сообщил Усынину свои условия, и тот на них согласился. Для контроля за деньгами, поступающими от ИТЦ на счета фирм Усынина, была введена организация-посредник, через нее же, в случае если предприниматель «заартачится», можно было бы присвоить все деньги по указанным договорам.

— Такой организацией стало ООО «Аврора», которое имело положительный опыт участия в конкурсах на заключение договоров с нефтяной компанией и ее дочерними структурами, — объяснила помощник прокурора Самарского района Самары Мария Афанасьева. — Фактическому бенефициару фирмы — Гашевскому Нильский предложил поучаствовать в конкурсе на заключение непрофильного для организации договора на оказание услуг и предоставление персонала для контроля за монтажными и сварочными работами на объектах строительства в ЦФО и ПФО. При этом Нильский сообщил Гашевскому, что все работы по контракту фактически будут выполнять сотрудники ООО «Техносервис», которое просто нужно будет привлечь в качестве субподрядчика. А организацией процесса займется Сергей Вершков, который на тот момент был уже посвящен в план и дал согласие на участие в получении незаконного денежного вознаграждения от Усынина. ООО «Аврора» за посредничество должно было получать 1% от суммы договора.

Все формальности утрясли, схема заработала, и уже в 2015-м ИТЦ начал платить по контрактам. Сумма, которую Усынин должен был выплатить в итоге Нильскому, высчитывалась весьма хитро: все деньги, полученные в качестве оплаты дополнительных сверхурочных 4 часов работы сотрудников за 12-часовую смену, плюс разница в цене между стандартной оплатой рабочего дня. Если разница превышала 4,5 тысячи рублей, то Усынин должен был «излишек» вывести наличкой и отдать Нильскому. Так была высчитана сумма в 18,7 млн рублей, которую последний округлил до 19 млн рублей, их нужно было быть передавать ему наличкой по мере проведения платежей, но не менее 20% от каждого денежного перевода.

Подстава?

Первый «платеж» в размере 150 тысяч рублей Усынин у гостиницы «Европа» передал Вершкову 5 марта 2015 года, которые затем передал Нильскому.

Вторая передача денег состоялась днем 7 апреля. На встречу Усынин привез пять миллионов рублей, четыре из которых были муляжом, потому что на тот момент он уже действовал под контролем правоохранительных органов. Сергей Вершков деньги взял и сразу был задержан силовиками. Этот момент и был зафиксирован на видео, попавшем в Интернет.

Нильский в руки оперативников попал прямиком из кафе, где на встрече с Усыниным подтвердил, что знает о том, что Вершков получил деньги.

— Суть обвинения вам понятна? Вы признаете свою вину? — поинтересовался судья у подсудимых.

— Конечно, не признаю, — заявил Александр Нильский. — Это чистейшей воды провокация. Разворовывались деньги предприятия, а когда я эту лавочку прикрыл, была организована провокация, вот и все.

Вершков высказал ту же позицию. Удастся ли им доказать в суде, что на самом деле они пытались сэкономить деньги Самарского ИТЦ, пока не ясно. По закону за коммерческий подкуп им грозит до 8 лет лишения свободы и крупные штрафы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру