Переправа в воду канула

Куда пропали лодочники, перевозившие из Самары в Рождествено

 Частная речная переправа между Ульяновским спуском в Самаре и селом Рождествено прекратила работу. Как рассказывают лодочники, около 10 транспортных средств арестованы и будут возвращены владельцам не раньше чем через месяц. Полицейские же уверяют, что «никого не разгоняли» и не арестовывали, а перевозки прекратились из-за сезонной невостребованности.

Куда пропали лодочники, перевозившие из Самары в Рождествено
Для чьих судов появилась пристань на Ульяновском спуске, пока не известно.

В село Рождествено из Самары можно переправиться от речного вокзала, Октябрьского или Ульяновского спуска. В первом и втором вариантах перевозку осуществляет ООО «Самарское речное пассажирское предприятие», с продажей билетов и утвержденным расписанием, а во втором – частные перевозчики на катерах. И хотя они переправляли через Волгу нелегально, пользовались большой популярностью у жителей обоих берегов, так как раньше начинали и позже заканчивали переправу, чем официальный перевозчик, и чаще выходили на маршрут. Особенно это было важно для жителей Рождествено, работающих в Самаре.

Пустынный берег с полицией

Однако на прошлой неделе в нашу редакцию поступила информация, что частные перевозчики по неизвестной причине прекратили работу. Придя к Ульяновскому спуску, корреспондент «МК в Самаре» увидела берег Волги непривычно пустынным. Если раньше здесь дежурили не меньше пяти частников, то в этот раз у причала стояли только две небольшие лодки, причем одна из них – полицейская. На берегу находился сотрудник полиции в форме. Он беседовал с владельцем второй лодки, и, судя по доносившемуся смеху, разговор был дружеским. На них со стороны смотрел серьезного вида мужчина в теплой куртке. Настороженно оглядываясь на человека в форме, он рассказал, что 16 сентября на причал приехали сотрудники полиции, «разогнали частников и арестовали лодки». Всего, по его словам, около десятка транспортных средств.

«Понятно, что здесь все было нелегально, но так тоже нельзя. Люди работали, семьи содержали. Как им быть? И как теперь переправляться? На речном вокзале не справляются, там толпы пассажиров. Во вторник люди на работу не попали из-за того, что не было переправы», - рассказал мужчина, представившись лодочником.

По его словам, владельцы арестованных лодок смогут получить их не раньше чем через месяц. Также их, скорее всего, будут ждать штрафы за нелегальную коммерческую деятельность. На вопрос, какие органы арестовали лодки, собеседник кивнул в сторону человека в форме. Еще раз кивнув в ту же сторону, он предположил, что, вероятно, место «зачищают под своих».

Полицейский же заявил корреспонденту «МК в Самаре», что его ведомство «никого не разгоняло» и переправа продолжает работать. «Куда вас отвезти? Сейчас переправим», - предложил его собеседник, водитель второй лодки. Полицейский предположил, что на причале нет лодок потому, что сезон переправы уже прошел, и она не пользуется популярностью. За время нашей беседы, надо отметить, на берег выходило несколько растерянных женщин и мужчин с сумками и рюкзаками. Они с недоумением смотрели на пустой берег и спрашивали друг у друга, не приходили ли лодки. Собеседник полицейского, окликнув их, сказал, что переправа работает и стоит 100 рублей.

Пассажиры удивились, почему цена в два раза выше обычной, повздыхали, что «конечно, дорого, но куда деваться», и пошли к лодке. Несколько человек остались на берегу.

Жительница Рождествено Ольга Кабынина рассказала «МК в Самаре», что для нее, пенсионерки, это высокая цена, и она лучше доедет до речного вокзала, чтобы сэкономить 60 рублей. Женщина переживает, что без частников связь двух берегов будет не такой крепкой.

«Поселок большой есть, а нормального транспорта нет, - сокрушается пенсионерка. - От вокзала переправляться очень неудобно. Вся надежда была на эти лодки, они ходили более или менее регулярно. Теперь вообще непонятно, как быть. На вокзале два часа ждать следующий «омик». Если они убрали частные лодки, пусть дополнительные корабли пускают отсюда».

В «Самарском речном пассажирском предприятии» корреспонденту «МК в Самаре» рассказали, что пока не собираются вводить дополнительные рейсы, компенсирующие частную перевозку, как и открывать новый маршрут от Ульяновского спуска. В министерстве транспорта и автомобильных дорог также не сообщили, как планируют разрешить сложившуюся ситуацию. На момент выхода номера в печать ведомство не ответило на запрос «МК в Самаре».

Рейды за лицензией

Начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Самарской области Сергей Гольдштейн сообщил, что самарские полицейские не проводили мероприятий на причале. О периодических рейдах на левом берегу Волги рассказал инспектор управления по связям со СМИ Средневолжского линейного У МВД России на транспорте Александр Гуськов, впрочем, он так и не смог ответить, арестовывала ли транспортная полиция лодки на Ульяновском спуске. При этом Гуськов отметил, что владельцы маломерных судов, связывающих Самару с Рождествено, «нарушают требования безопасности при перевозке и не имеют документов на осуществление этого вида предпринимательской деятельности».

«У них нет лицензии на перевозку, - заявил он. - Транспортная полиция периодически проводит рейды. На владельцев этих транспортных средств собирается материал по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации». Они должны получить лицензию и оборудовать свое транспортное средство в соответствии с правилами безопасности».

Гуськов предположил, что лодочников нет на причале потому, что они опасаются полицейских рейдов, или же все заняты оформлением лицензий, или ушли с Ульяновского спуска, «потому что погода испортилась и уже не сезон».

Однако, как уверяет депутат Самарской губернской думы Сергей Ракитин, речные пассажирские перевозки в России не требуют лицензирования. Для этого, по его словам, достаточно приобрести патент. Лодки, считает Ракитин, могли арестовать потому, что в районе Ульяновского спуска запрещено причаливание – для этого там нет необходимых условий.

Пассажирам ничего не остается, как идти на «омик», ждать который придется долго.

Монополия на причал

Впрочем, некоторое время назад на этом месте был построен причал, от которого иногда отходят маломерные суда с пассажирами.

«Я так понимаю, что есть желание организовать цивилизованные перевозки, и для этого построили причал, купили судно. И теперь новый перевозчик будет расширяться, если уйдет конкуренция, которая там сегодня существует», - рассуждает Ракитин.

Политик считает, что это вписывается в современные самарские тенденции по уничтожению конкуренции и созданию в любой сфере компаний-монополистов.

«Естественно, это будет сделано под предлогом наведения порядка, установления законности и создания блага для людей. Но в итоге у них не останется выбора. Будет один перевозчик, который, даже если он станет ходить не совсем удобно, будет диктовать условия из-за отсутствия конкурентов. А водная полиция станет пресекать причаливание лодок на всех причалах Самары, делая невозможной переправу в обход этого монополиста», - прогнозирует Ракитин.

Всплыл старый паромщик

Среди возможных претендентов на освоение речного бизнеса на Ульяновском спуске называют бывшего владельца ООО «Самарское судоходное агентство» Владимира Старикова. В разговоре о речной переправе его имя упомянул один из бывших членов партии «Справедливая Россия», к которой когда-то принадлежал и Стариков. Как раз, будучи справороссом, он занимался паромной переправой пассажиров от Ульяновского спуска в Рождествено. При этом бизнесмен жаловался на регулярные проверки и давление властей, которое усилилось в 2010 году, когда он не прошел в Самарскую гордуму, а «эсер» Виктор Тархов потерял место мэра. Не известно, если ли связь между политической и экономической карьерой Старикова, но в ноябре 2011 года, выдвинутый «Справедливой Россией» на выборы в Государственную и губернскую думы, он снял свою кандидатуру и вышел из партии, заявив, что в ней «процветают коммерческие интересы». И уже в феврале 2012 года Стариков неожиданно возглавил Самарскую ассоциацию крестьянских фермерских хозяйств, созданную при министерстве сельского хозяйства, а вскоре и региональный совет сторонников «Единой России». Тем не менее, дела у судоходного агентства были плохи. В 2013 году ряд его кредиторов подали иски к компании и даже инициировали процесс ее банкротства. В марте 2013 года Владимир Стариков заявил, что выходит из числа акционеров компании, и она прекратила осуществлять переправу.

В разговоре с корреспондентом «МК в Самаре» Стариков заявил, что не исключает возобновления работы «Самарского судоходного агентства», если такова будет воля регионального министерства транспорта и автомобильных дорог.

«Такая возможность существует. Если министерство транспорта так решит, может быть возобновлена переправа и от Ульяновского спуска», - рассказал Стариков. На вопрос, кому принадлежит причал на спуске, он ответил, что пока об этом «никто не знает».

КСТАТИ

В состав сельского поселения Рождествено (Волжский район Самарской области, правый берег Волги) входят села Новинки, Шелехметь, Выползово, Подгоры, Терновое, поселок Гаврилова Поляна. По данным переписи населения, проходившей в 2010 году, в Рождествено проживало около 6 200 человек, многие из которых работают и учатся в Самаре. Кроме того, в окрестностях села у многих самарцев находятся дачи. Поэтому в летние месяцы пассажиропоток на маршруте Самара - Рождествено резко возрастает. Зимой ежедневно услугами судов на воздушных подушках пользуются около 800-900 человек. Летом эта цифра, по некоторым оценкам, увеличивается в 1,5-2 раза. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру