Опасные гастроли, или Back in USSR

Кто и что мешает выступлению рокеров в Самаре

 Интернет-сообщество на прошлой неделе взбудоражило известие об отмене сразу двух осенних концертов Андрея Макаревича в городе «по техническим причинам». «МК в Самаре» припомнил наиболее громкие отмены выступлений последних лет в регионе и проанализировал, почему музыканты не доезжают до слушателей, а публика не всегда рада слушать тех, кого привозят концертно-гастрольные агентства.

Кто и что мешает выступлению рокеров в Самаре
Сценический имидж и мифологическая символика стали поводом для обвинений группы Behemoth в сатанизме.

«Машина» «пролетает» дважды

Андрей Макаревич должен был выступить в Самаре с двумя проектами: 19 сентября во Дворце спорта планировался его концерт с «Машиной времени» по случаю 45-летия группы, а 26 ноября он намеревался сыграть джазовые аранжировки «машинных» песен с гитаристом Ильдаром Казахановым и другими музыкантами проекта «Макаревич и Ко» в ресторане «Максимилианс».

Раньше Самара принимала музыканта тепло в составе хоть «Машины времени», хоть «Оркестра креольского танго», и охотно ходила как на его бесплатные выступления на опен-эйрах, так и на платные концерты на закрытых площадках.

Однако после гастролей артиста в Украине и якобы сделанных им высказываниях в поддержку киевской власти, а затем предложения депутата Госдумы Евгения Федорова лишить Макаревича российских госнаград и последовавшей за этим травли музыканта в СМИ отношение горожан к лидеру «Машины времени» резко изменилось.

Сначала его изображение на афишах концертов беспощадно исписывали нецензурной лексикой, обвинениями в политиканстве, а то и просто кромсали. Автор этих строк видел двух парней, сладострастно расписывавших физиономию Макаревича на одном из стендов, но спешно спрятавших фломастер и удалившихся при появлении людей. Когда музыканта на афишах стало совсем не узнать, организаторы концертов поменяли объявления, но это не изменило ситуацию.

К тому же в интернете появились слухи о возможных акциях, которые готовятся провести самарские противники музыканта на его концерте. В итоге усилия «злоумышленников» не пропали даром – концерт «Машины времени» отменили.

Пресс-секретарь коллектива Антон Чернин объяснил «Интерфаксу» причины случившегося так: «Концерт отменен по техническим причинам - площадка не смогла выполнить райдер (список условий, выдвигаемых музыкантами организаторам – «МК»). Планируем, что концерт в Самаре состоится, но позже».

Кара «Макара»

Организаторы выступления «Машины времени» из театрально-концертного агентства «ТЕ-арт-Шоу» повторили «МК в Самаре» слова господина Чернина о «технических причинах» отмены и отказались говорить о ее политической подоплеке.

Администрация Дворца спорта в свою очередь сообщила в СМИ, что все обязательства перед организатором выступления «Машины времени» она выполнила.

Тогда же появилась информация о том, что на концерт «Машины» продано всего лишь 54 билета: за год политическая активность музыканта резко снизила его рейтинг в городе. А через некоторое время отменился и концерт «Макаревича и Ко» в «Максимилиансе».

«По техническим причинам», - вновь услышал в трубке от работницы ресторана знакомые слова журналист «МК в Самаре».

Интересно, что ранее отменялся концерт «Машины времени» в Удомле, а, согласно гастрольному графику на официальном сайте группы, Макаревич решил не жаловать до конца года концертами не только Самару, но и всю страну: после выступлений в Белоруссии в ноябре его коллектив отметится в Воронеже и Москве, а в декабре – лишь в Санкт-Петербурге.

В следующем году в феврале «Машина времени» проедется по Германии, и только в марте вернется на российскую сцену, но выступит лишь в Первопрестольной.

Лидер музыкального проекта TLGN, журналист Данила Телегин считает, что отмена концертов связана скорее с неудачами Макаревича в попытках привлечь внимание к своей персоне «социальной деятельностью».

«Макаревич – не просто музыкант, а медиаперсона, и вагоны дополнительной социальной нагрузки иногда толкают его изношенный музпаровоз, - говорит Телегин. - Он формулирует точку зрения, которую затем примеряют на себя те многие, до кого она доходит. Имеет ли он право высказываться – не вопрос, поскольку это часть его роли. Однако в дурном сериале вокруг той украинской «акции» я не нахожу положительных персонажей…»

Слова на украинском концерте могут аукнуться лидеру «Ночных снайперов» запретом выступления в Самаре.

Ошибка «снайпера»

Проявление «политической активности» в адрес Украины может стать препятствием для приезда в Самару другого музыканта, лидера «Ночных снайперов» Дианы Арбениной: певица выступила в Киеве и пожелала братскому народу «держаться», после чего был отменен ее концерт во Владимире.

Вместо ее выступления власти организовали городской праздник. Пока это единственный город, отказавшийся принимать «активистку» - тур по России в честь 20-летия группы Арбенина не отменила, и на четвертое октября намечен концерт «Ночных снайперов» в самарском ОДО.

«На данный момент билеты на выступление музыкантов в Самаре продаются и афиши висят», - сообщила «МК в Самаре» представительница организатора, агентства «ТЕ-арт-Шоу», Галина Рождествена.

К сожалению, случай с Макаревичем – не единственный. Взгляды музыкантов нередко расходятся не только с политическим и общественным климатом в стране, но и с представлениями слушателей о Боге. За последний год две группы умудрились «оскорбить чувства верующих» в Самаре, за что также были наказаны отменой выступлений.

Первым пострадал тверской «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля», который собирался выступить в ноябре прошлого года в рок-баре «Подвал».

Коллектив этот провозглашает своей целью «Торжество Православной Полиции и Полицейского Православия, возрождение и воссоздание Православной Инквизиции» и всячески высмеивает в своих песнях в стиле «радикальный политический хардкор» шовинизм, ксенофобию и оскорбителей чувств верующих.

Все эти качества гротескно выражены в ключевом сценическом образе коллектива, Старухе Изергиль. Но хотя творчество группы представляет собой социальную сатиру, самарских слушателей она больно задела.

«Концерт отменяется в связи с потоком жалоб в соответствующие органы оскорбленных в религиозных чувствах граждан. Мы ничего не смогли с этим поделать, приносим свои глубочайшие извинения», - сообщили тогда организаторы концерта.

Самарцы не оценили сатиру «Ансамбля Христа Спасителя и Матери Сырой Земли».

Из болота тащить «Бегемота»

Аналогичная ситуация сложилась с отменой майского концерта польской группы Behemoth («Бегемот»), культовой среди поклонников стиля дет-метал.

Формально ее причиной стало нарушение музыкантами визового режима, за что УФМС поспешило выдворить их из страны.

На самом же деле эта санкция стала следствием борьбы с группой православных активистов во главе с координатором «Союза православных братств РПЦ» Юрием Агещевым. Используемой группой символики оккультизма, мифологии Ближнего Востока и эпатажных сценических костюмов хватило этому человеку для того, чтобы обвинить музыкантов в сатанизме.

Агещев заявил, что если мэр Хабаровска, где должен был пройти один из первых концертов тура группы, не запретит выступление, он «будет трусом» и «испугается выступить за Русь и ее устои». В итоге хабаровское выступление «Бегемота» отменили, то же было и во Владивостоке, где музыканты смогли только провести закрытую встречу с поклонниками.

Вокалист группы Адам «Нергал» Дарский потом записал видеообращение к слушателям, в котором на русском опроверг информацию о том, что коллектив пропагандирует сатанизм, но и это не помогло: группа не доехала до Самары и других городов тура. А потом задумалась о том, чтобы и вовсе не возвращаться в Россию.

Организатор концерта «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля», руководитель промогруппы «Без Рецепта» Василий Ремизов полагает, что называть выступления двух этих коллективов оскорблением религиозных чувств не совсем правильно.

«У нас светское государство, и говорить об оскорблении чувств верующих уместно, только если кто-то вторгается на территорию верующих – в храм, дом или на открытую площадку, которая является общей территорией, – полагает он. - Если же кто-то играет в закрытом, звукоизолированном и не освященном помещении, то называть это оскорблением некорректно».

Истории с Макаревичем, «Бегемотом» и «Ансамблем» сильно напоминают времена позднего «совка», когда, например, Pink Floyd «разоблачались» псевдокритиками и запрещались за «извращение», а Хулио Иглесиас – за «неофашизм». Сценический образ, творчество или высказывание исполнителя становились поводом для обвинения в чем угодно – была бы фантазия.

Ремизов же думает, что причины сегодняшних запретов концертов лежат в политической плоскости.

«Не считаю случившееся шагом ни к «совку», ни к песочнице, - заявил он. - Случай с «Бегемотом» - просто результат отсутствия политики в этой сфере и понимания, что есть что. Это безобидная группка для безобидной аудитории: поносили побрякушки, помахали хайром и с новыми силами пошли на работу. Реальная же причина запрета концерта «Ансамбля Христа Спасителя» - в сильной политизированности группы».

Данила Телегин видит причины скандалов с отменой концертов в состоянии общества – булгаковской «разрухе в головах» самарцев и остальных россиян.

 

«Я считаю, что в случае с Макаревичем организаторы концерта таким образом заявили о своей позиции (вот уж на чье мнение точно плевать), или наша публика плохо брала билеты по идеологическим причинам, - рассуждает Телегин. - Как бы то ни было, это говорит о том, что мы все еще пребываем в истеричном и дремучем пространстве, где у блогеров случаются припадки от желто-синих бордюров, а люди, способные отличить хамон от докторской, – подозрительны». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру