Наказание без преступления?

Самарский адвокат пытается доказать, что его подзащитного осудили незаконно

 Справедливость российских судов - вопрос спорный. Вся уголовная система, которая до сих пор в своей работе опирается на статистические показатели, этому способствует. Иногда доходит до абсурда, когда дело «сыплется» в зале суда, а доказательства притягиваются за уши, но поспорить с судом, да еще и выиграть этот спор удается немногим.

 

Самарский адвокат пытается доказать, что его подзащитного осудили незаконно
Обвиняемый частично признал вину, как утверждает его адвокат, по рекомендации судьи.

 Житель Самары Анатолий Журавлев уже второй год находится за решеткой за преступление, которое, по словам его адвоката Сергея Горбачева, не совершал. Его обвинили в мошенничестве. По мнению суда, Журавлев в октябре-ноябре 2010 года через подставное лицо (Олега Кладова) создал ООО «СамараМагистральСервис» («СМС»), зарегистрировал его в налоговой службе и открыл счет в «Мираф-Банке». Далее, уже в июле-августе 2012 года, Журавлев якобы ввел в заблуждение представителей ООО «ПинГвин» и ООО «Техпарк» и похитил у одних чуть более 6 млн рублей, а у других – почти 8 млн. Двум этим фирмам, по версии следствия, «СМС» должен был поставить нефтепродукты, но товар так и не отгрузил, а деньги забрал. При этом все операции проходили в «Мираф-Банке», как следует из материалов дела, «путем перечисления на расчетные счета иных юридических лиц с последующим обналичиванием при неустановленных следствием обстоятельствах».

По документам проследить участие Журавлева в схеме невозможно - он не является ни учредителем, ни владельцем, ни сотрудником компании «СМС». Когда он стал фигурантом уголовного дела, то, говорит Горбачев, был уверен, что правоохранительным органам удастся во всем разобраться и понять, что он вообще ни при чем. Журавлев категорически отказывался от всех предъявленных ему обвинений. Но позже, уже в зале суда, чувствуя свою обреченность, выбрал из двух зол меньшее – согласился частично признать свою вину, а суд в свою очередь скостил ему несколько месяцев. В итоге суд приговорил его не к 5,5 года, как требовала сторона обвинения, а к 2,5 года лишения свободы. Плюс 14 млн рублей, которые Журавлев якобы присвоил себе, согласно решению суда, ему придется вернуть.

Обжалованию подлежит

Пока осужденный Журавлев отбывает свой срок, его адвокат Сергей Горбачев пытается найти правду в вышестоящем суде. Он написал подробную апелляционную жалобу, в которой указал на недочеты в ходе следствия, по итогам которых его подзащитный, весьма законопослушный и до этого ни разу не привлекавшийся к уголовной ответственности гражданин, вдруг стал мошенником, да еще и в особо крупном размере. «Несмотря на несостоятельность обвинения, - говорит адвокат, - следствие убедило суд, что все это сделал один Журавлев со своими десятью классами образования. Человек, не в обиду ему будет сказано, который не умеет правильно выразить свои мысли. Как следует из обвинения, он создавал «СамараМагистральСервис» для хищения денежных средств у ООО «Техпарк» и ООО «ПинГвин». Якобы более двух лет вынашивал планы хищения. С этой целью Журавлев освоил сложнейшие технологии работы с банковским ключом, овладел компьютерными технологиями, навыками почерковедения, способностями перевоплощения, которым позавидовали бы Станиславский и Раневская. Журавлев якобы перевоплощался из лысого - в волосатого, свои «рыбьи», голубые выпученные глаза (как следует из показаний работников банка) трансформировал в маленькие карие, уменьшал свою комплекцию и вес в два раза, двойной подбородок превращал в одинарный».

В жалобе указывается на ряд фактов, которые по меньшей мере противоречат друг другу. Мы приведем лишь некоторые из них.

14 млн рублей придется вернуть Анатолию Журавлеву по решению суда.

«Липовое ООО»

Так, например, Олег Кладов, как он сообщил следователям, виделся с Журавлевым дважды - в декабре 2012 года. Однако ООО «СамараМагистральСервис» было зарегистрировано еще в ноябре 2012 года. «В обвинительном заключении и в приговоре суда, - пишет адвокат в своей жалобе, - прямо указывается: «Журавлев зарегистрировал юридическое лицо, реально осознавая, что оно не будет вести никакой предпринимательской деятельности, а создается лишь для совершения преступления». Хотя материалы дела говорят об обратном. Из них следует, что ООО «СМС» вело бурную предпринимательскую деятельность. А оборот денежных средств общества составлял более 50 млн рублей в месяц. К материалам дела приобщены договоры, заключенные компанией с другими юридическими лицами, банковская проводка расчетного счета, счета-фактуры, акты приемо-сдаточных работ. Кроме того, допрошены десятки свидетелей, подтвердивших, что между ними и ООО «СМС» заключались сделки и взаимные обязательства выполнялись в полном объеме, претензий к учредителю ООО они не имеют». Кроме того, известно, что по сей день предприятие успешно функционирует, заключает договоры, платит налоги, страховые и пенсионные платежи. И это при том, что Журавлев сидит в тюрьме уже более полутора лет. Более того, на имя Олега Кладова зарегистрированы еще как минимум две компании, которые действуют в настоящее время: ООО «Анатек» и ООО «Авант». Связаться с компаниями, впрочем, непросто – в контактных данных в системе kartoteka.ru указан лишь мобильный телефон, который отключен.

Не верь глазам своим

Другой, не менее интересный момент. Судя по показаниям свидетелей (работников «Мираф-Банка»), Журавлев, чтобы обналичить деньги, должен был приходить в банк с паспортом Кладова по крайней мере 112 раз (по количеству денежных чеков в течение восьми месяцев в 2012 году). Как минимум через день. При этом сотрудники банка просто обязаны сверить его внешность с фотографией в паспорте. «При сравнении фотографий Журавлева и Кладова более чем очевидно, что они внешне не только не похожи, но даже не имеют общих черт лица, - говорит адвокат. - Журавлев и Кладов находятся в разной возрастной группе, у них различная форма лица и черепа. У Журавлева полное лицо, голова и короткая толстая шея составляют одно целое, отвисший подбородок, большие светлые глаза, абсолютно лысая голова, дугообразные светлые брови. У Кладова же лицо худое, густые темные волосы, глаза небольшие, карие, мелкие черты лица, тонкая удлиненная шея, темные брови. Общих черт лица у Журавлева и Кладова нет вообще». Для доказательства этого Горбачев приводит также материалы экспертного исследования, проведенного в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте. В нем говорится, что на фотоснимке из паспорта Журавлева и фотоснимке из паспорта Кладова схожих признаков черт лица не имеется, в то время как «полная совокупность признаков различия» очевидна.

В качестве доказательства невиновности своего подзащитного Горбачев приводит еще один немаловажный факт. А именно: на тот момент, когда деньги снимались в банке (июль-август 2012 года), Журавлева вообще не было в Тольятти. В силу семейных обстоятельств он несколько раз переезжал из города в город. Т.е. он просто физически не мог практически ежедневно появляться в тольяттинском банке, чтобы снимать деньги. «К материалам дела приобщены документы, подтверждающие, что в указанный период времени Журавлев несколько дней провел в Москве, вернулся в Самару, а потом дважды ездил в Моршанск (Тамбовская область), - говорит адвокат. – Это не только распечатка телефонного билинга, но и показания свидетелей, а также проездные документы, подтвержденные ОАО «Федеральная пассажирская компания» Куйбышевской железной дороги, и договор из московской гостиницы, где он проживал».

Как это делается

Существует версия, что уголовное дело в отношении Анатолия Журавлева было сфабриковано с одной лишь целью – скрыть действительное мошенничество, которое совершалось по классической схеме обналичивания капитала. По словам экспертов, происходит это примерно следующим образом. Создается так называемая «помойка» – фирма, которая после выполнения определенной функции будет обанкрочена или переведена в другой регион. В данном случае, вероятно, эту роль играло ООО «СамараМагистральСервис». Две другие организации (ООО «ПинГвин» и ООО «Техпарк») заключают с этой компанией договор на поставку каких-либо товаров либо оказание услуг. В соответствии с договором перечисляются деньги. При этом товары или услуги не поставляются. Таким образом, через банк, который в данном случае является посредником, проводятся средства. Их получает и обналичивает сотрудник «помойки».

Независимый адвокат из бюро «Яблоков, Лапицкий и партнеры» Антон Бегеба считает, что «СамараМагистральСервис», скорее всего, и есть та самая «помойка». «Являются ли ООО «Техпарк» и ООО «Пин-Гвин» заказчиками - сложно сказать, - говорит он. - Но обычно те, кто пользуется услугами обнальных фирм, стараются такие операции не афишировать и вряд ли по собственной инициативе готовы стать потерпевшими. Так что это может быть все, что угодно - от обычного мошенничества до провокации правоохранителей, а возможно, что и просто попытка решить хозяйственный спор через «уголовку». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру