«Рыбка» «съела» 300 тысяч
Идею установки арт-объекта «Рыбка» выдвинула самарчанка Анна Зорина еще в марте этого года на заседании оргкомитета «Культурная Самара», который занимается проектами по улучшению облика города, в частности, обсуждает установку скульптурных композиций.
Тогда же было решено, что изготовит объект Степан Карслян – автор бронзовой скульптуры Буратино возле Литературного музея. «Рыбку» собирались отлить из бетона и покрасить в цвет бронзы. При этом было решено, что все расходы по изготовлению и установке Зорина возьмет на себя.
Необходимость установки столь необычного объекта самарчанка объяснила потребностью отдать дань уважения водным ресурсам нашего края.
«Мне хотелось внести свой вклад в развитие города и поставить скульптуру светлому сказочному персонажу с привязкой к Волге и Самаре. Рыбка подошла в самый раз: она всегда водилась в нашей реке. Кроме того, рыбка не простая, а золотая, образ собирательный. Я надеюсь, что если человек сконцентрируется, прикоснется к ней и загадает желание, то оно потом осуществится», - рассказала Зорина «МК в Самаре».
Позже было определено подходящее для «Рыбки» место – на спуске к набережной по улице Челюскинцев. Изначально Зорина с Карсляном хотели разработать «Рыбку» в виде скамейки, но в итоге решили не превращать ее в место для сидения.
Изваяние размером 1,5 на 2 метра появилось на установленном месте за неделю до своего открытия, но даже и после него «Рыбка» осталась незавершенной - до сих пор не изготовлена табличка с информацией об арт-объекте. Но самарские дети и взрослые уже поняли, кто является героем скульптуры: они фотографируются и загадывают желания.
Проблема Зориной в том, что сумму на изготовление и установку изваяния она рассчитывала собрать с помощью самарцев. Но из необходимых 300 тыс. рублей получила на сегодня не более 20 тыс. - и то с помощью друзей: горожане не хотят инвестировать в «Рыбку». Пришлось отчаянной самарчанке брать кредит в банке, чтобы покрыть все расходы на изваяние.
«Я сделала рассылку информации о сборе средств у себя на работе, разместила объявление «В Контакте». На «Рыбку» скидывались только мои друзья, и никого привлечь со стороны у меня не получилось. Сколько я ни пыталась привлечь людей к этой идее, все было безуспешно. Кажется, мне никто не верит. Видимо, считают схему финансирования скульптуры непрозрачной. Нам осталось изготовить табличку, но теперь я даже не могу сказать, когда она появится и дойдут ли у нас до нее руки вообще», - рассказывает Зорина.
Арт-объект стал трендом
Стоит отметить, что «Рыбка» - не первая инициатива установки в городе изваяния со стороны самарцев. Скульптурная композиция – самый популярный тип арт-объекта, вызывающий у горожан волну идей и проектов, по мнению экспертов, не всегда адекватных.
По словам члена оргкомитета «Культурная Самара» Глеба Алексушина, на одном из заседаний прозвучала идея установки памятника рублю, открытие которого хотели приурочить к четырехсотлетию дома Романовых и посвятить могуществу Российского государства.
Один из инициаторов проекта, депутат Самарской гордумы Алексей Гришин, сообщил СМИ, что изготовление и установка монумента обойдется в миллион рублей.
Скульптурную композицию хотели установить в Промышленном районе Самары – на Заводском шоссе, и, по замыслу, данное изваяние должно было стать знаком особого отношения к человеку труда, а также, по идее Гришина, важным этапом благоустройства Безымянки.
Однако если место установки памятника определено, сам проект до сих пор находится на доработке. Представители «Культурной Самары» до сих пор недоумевают по этому поводу: в России уже установлено два памятника рублю - в Димитровграде (Ульяновская область) и Томске, и зачем ставить третий в Самаре?
«Эту скульптуру вообще лучше бы не ставить ни в доработанном, ни в переработанном варианте», - убежден Алексушин.
Ждет своей очереди и скульптурная композиция «Корабельная рында теплохода Кашгарь», который по инициативе губернатора Самарской губернии Станкевича в 1916 году выполнял функции «плавучего госпиталя» и перевозил раненых солдат по Волге до Астрахани в период Первой мировой войны.
Идею установки изваяния выдвинул бизнесмен Дмитрий Хмелев, у которого в коллекции имеется рында такого теплохода. Он же заявил о готовности полностью профинансировать проект. Рынду хотели поставить на набережной до конца этого лета, но что с ней сейчас, до сих пор не известно.
Краевед и журналист Валерий Ерофеев выступил инициатором установки в городе скульптуры профессору Преображенскому – герою повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Он утверждает, что в Самаре жил возможный прототип этого персонажа, историк-краевед Павел Преображенский (1858 — 1942), который до революции 1917 года преподавал в духовной семинарии и частной женской гимназии Хардиной, был членом самарской губернской ученой комиссии, а в 1919 году стал профессором Самарского университета и имел сложности с властями, аналогичные описанным в книге.
Преображенскому в его злоключениях помогали Андрей Земский с супругой Надеждой Афанасьевной, в девичестве — Булгаковой, родной сестрой писателя. Якобы от нее Булгаков мог знать о судьбе Преображенского и использовать как материал для своей книги. Но документальных подтверждений этому нет и вряд ли найдется.
Это предложение за отсутствием доказательств «Культурная Самара» не стала поддерживать.
«Ерофеев пусть и дальше говорит про скульптуру Преображенскому. Оргкомитет, насколько я помню, не принял по нему никакого решения. Все это притянуто за уши, потому что профессор Преображенский, который работал здесь, не имеет ничего общего с Преображенским, о котором говорил Ерофеев», - считает Алексушин.
Все же краевед намерен продолжить архивную работу. А немногим ранее он же выходил с инициативой увековечения к 70-летию Победы трудового подвига Самары и установки памятника генерал-майору НКВД Алексею Лепилову, в годы Великой Отечественной войны командовавшему Управлением особого строительства в Куйбышеве, которое наладило в городе глобальное производство самолетов и двигателей к ним. Ерофееву же принадлежит идея увековечения героя книги самарского писателя Александра Неверова «Ташкент – город хлебный».
«Почему-то другому старшему майору госбезопасности, Ивану Комзину, который строил Куйбышевскую ГЭС, поставлен памятник в Тольятти, его именем названа улица города. А Лепилову, с которым трудовой город в годы войны обеспечивал фронт оружием, памятника нет.
Также в книге «Ташкент – город хлебный» Неверова есть литературный персонаж из Самарской области. Почему бы его не увековечить? Я лично депутату Хинштейну передавал письмо, в котором в одном из пунктов предлагалось увековечить героев этой книги. В качестве возможного места установки я называл район железнодорожного вокзала, откуда герои уехали в Ташкент», - рассказал Ерофеев.
Эти две инициативы у «Культурной Самары» также не вызвали большого энтузиазма.

Мешанина изваяний
Эксперты расходятся во мнении о том, какие именно изваяния нужны городу и нуждается ли его пространство в дополнительном насыщении скульптурами. Валерий Ерофеев считает, что Самара хаотично заставлена разнородными скульптурными композициями, потому что в городе нет политики установки арт-объектов.
«У нас в городе нет политики по систематизации скульптурных изображений, нет тех, кто бы определял, какие именно памятники нужны. Установка арт-объектов происходит случайно на основании личных пристрастий высокопоставленных лиц – руководителей города или депутатов.
Не проводится и не проводилась работа по выявлению значимых для города дат, событий, людей, явлений, которые были бы достойны увековечения. Поэтому и происходят такие случайные и достаточно курьезные случаи, как установка памятника рублю, рыбке и так далее», - заявил он «МК в Самаре».
Культуролог Валерий Бондаренко считает, что для появления в городе скульптур нужно адекватное культурное пространство, в которое бы они вписались. Но поскольку его нет, город и далее будет заполняться «рыбками», «рублями» и другими подобными персонажами и предметами.
«Мне бы, конечно, хотелось, чтобы все эти скульптуры, которые у нас появляются, были лучше сделаны и имели отношение к Самаре. Но я ни на что не рассчитываю, поскольку сегодня мало что можно с этим сделать, - говорит Бондаренко. - Памятник должен быть вписан в пространство, а оно у нас настолько дикое и какофоничное, что сказать, какие скульптуры в городе должны быть, очень сложно».
КСТАТИ
После долгожданного возвращения в сквер Маяковского в Самаре памятника поэту прошло уже больше месяца. Однако Владимир Владимирович с нами по-прежнему только наполовину. Дело в том, что вскоре после установки скульптуры на постамент она, к удивлению обывателей, лишилась верхней половины туловища. Как заявили власти, возникла необходимость доработать памятник. Поэтому вот уже которую неделю в сквере демонстрируются только ноги гипсового Маяковского.