Мульт-миф

Каким был недолгий век куйбышевской анимации

 Многие наверняка удивятся, узнав, что когда-то в Самаре, точнее - в Куйбышеве, существовала своя профессиональная мультипликация. Зрители, чье сознательное детство пришлось на середину 1970-х – конец 1980-х, воспитывались не только на всем известных и всеми любимых «Ежике в тумане», «Винни-Пухе», но и на кукольных мультиках местных аниматоров. «МК в Самаре» взял на себя нелегкую задачу выяснить, когда зародилось это явление, кто стоял у его истоков и почему анимация Куйбышева канула в Лету.

 

Каким был недолгий век куйбышевской анимации
Персонажи фильма «Лесные сказки»

 Самарский Дисней

Телевидение в Куйбышеве возникло в 1958 году, а менее чем через 20 лет стали сниматься и фильмы для детей. История куйбышевской анимации была тесно связана с именем минимум четырех людей. Первый из них, Александр Полушкин (1941 – 2012), считается ее патриархом.

Александр Полушкин

Уроженец Магадана, учившийся в Южно-Сахалинском пединституте, штатный редактор Сахалинского телевидения, он работал на студии «Куйбышев-телефильм» с 1967-го по 1989 год.

Поначалу Полушкин был главным редактором студии, позже увлекся режиссурой и снял здесь порядка 30 мультфильмов, а также ряд документальных картин. Он многому научился у режиссеров «Союзмультфильма», в особенности у автора знаменитого «Гадкого утенка» и «Кто сказал «мяу»?» Владимира Дегтярева, с которым вместе сделал два фильма в период работы в Куйбышеве.

Виктор Спичек

Полушкин с 1977 года плотно работал в тандеме с Виктором Спичеком (1946 – 2006) – автором кукол, декораций, макетов и живописи для мультфильмов, уроженцем Приморья, начинавшим художником-шрифтовиком в Куйбышевском комитете по телевидению и радиовещанию (позже – ГТРК «Самара»).

В основу сценария наиболее известных мультиков ложились сказки братьев Вениамина (1926 – 1998) и Владимира Бондаренко (1932 – 2001), родившихся в Куйбышевской области.

Братья Бондаренко.

Работа аниматоров проходила в мульт-цехе на втором этаже того здания ВГТРК «Самара», где сейчас размещается радиостудия. Работали в нескольких комнатах. В одной из них проходила съемка. Там стояли декорации, а куклы ждали создателей, чтобы задвигаться и оживить новую сказку перед камерой.

Мультики снимались следующим образом: сначала устанавливались декорации, на их фоне ставились в определенной позе и последовательности куклы, снималась одна фаза движения, затем кукол передвигали и снимали на пленочную фотокамеру другую фазу и так далее.

Мульт-фанаты

«Мультцех был такой же, как и на «Союзмультфильме». Работа была кропотливая, требовала невероятного терпения, усидчивости. Конечно, заниматься всем этим могли только подвижники, готовые делать все заново. При этом у них был не восьмичасовой рабочий день. Они могли работать и ночью, потому что есть моменты, которые нельзя остановить на полпути, надо закончить», - рассказала «МК в Самаре» знавшая мультипликаторов кинооператор, режиссер-документалист и председатель Самарского отделения Союза кинематографистов РФ Нина Шумкова.

Мультики Полушкина – Спичека длились 10-15 минут, но создание одного такого фильма занимало не меньше года-двух. При этом мультипликаторы считались самыми бедными из самарских кинематографистов, потому что хорошего заработка проделанная ими колоссальная работа не приносила.

Если Москва одобряла фильм и принимала его, в дальнейшем он озвучивался. Интересно, что его герои говорили голосами всесоюзно известных и любимых актеров, среди них – «Трус» Георгий Вицин и исполнитель роли Бабы-яги и Кощея Бессмертного Георгий Милляр.

Главной наградой для мультипликаторов было, конечно, принятие их фильма в прокат на центральное Всесоюзное телевидение. Это означало показ его в 15 республиках. В этом смысле Полушкину и его коллегам повезло. Многие их мультики транслировались по всему СССР, а пять из них получили международный тираж, то есть вышли в мировой прокат.

Кукольный акцент

Куйбышевская мультипликация была исключительно кукольной. Сегодняшнему зрителю, избалованному компьютерной анимацией и рисованным аниме, творчество Полушкина со товарищи может показаться примитивным, а то и вызвать нервный смех. Но если верить документалисту Борису Кожину, куйбышевская анимация была невероятно востребована у малышей, на которых преимущественно и была рассчитана.

Персонажи фильма «Пришелец Коко»

Присмотревшись к этим мультикам, можно проследить их эволюцию. Начиналась наша анимация с фильмов для детей, в основу их были положены сказки с типовыми характерами героев, преимущественно животных: хитрой лисы, хозяйственного ежика, неуклюжих мишек и других лесных обитателей типа старичка-лесовичка.

Сюжеты их были нравоучительного характера. Фильм начинался чаще всего с описания гармоничной жизни зверей в лесу, которая вдруг нарушалась вмешательством персонификаций дурных человеческих качеств (Лени, Беды из одноименных фильмов) или просто злых персонажей типа Пещерника («Утренняя песенка»).

Зло в этих фильмах было даже не злым, страшным, а вредным, гадливым существом, живущим за счет пакостей другим и раздражающим зрителя. Звери, как правило, в течение мультика наказывали «плохих парней», утверждая ценность дружбы и взаимовыручки, а негодяи спустя 10 минут экранного времени становились «лапами».

Как вариант, злых героев могло не быть, но нечто дурное было в самих персонажах, например, драчливость у бельчат из фильма «Добрый лес» или жестокие шутки у пса Рекса из мультика «Понарошку». Но в ходе картины герои перевоспитывались – собственными усилиями и с помощью соседей, становились правильными: бельчата делались миротворцами, пес – серьезным, как пассажиры «маршрутки» по пути на работу.

Сам же уютный лес с его добрыми обитателями в финале картины превращался в прекрасную утопию, в которой невольно хотелось поселиться.

Однако к концу 80-х тональность, герои и тематика мультфильмов резко изменились. На смену лесу на экране пришел город, добрым животным – простые советские люди со своими слабостями (играющие в домино, выпивающие в «пивнушках» мужчины, поглощенные бытом женщины), и утопия сменилась антиутопией.

В фильмах этого периода нет борьбы добра со злом, они проникнуты меланхолией и апокалиптической атмосферой. Присутствующее в картинах ощущение пустоты персонажи пытаются мучительно восполнить странными занятиями типа выращивания с помощью ученого-гения быстрорастущих яблонь с целью заработать на продаже их плодов или просто сварить варенье («Яблоня»).

Однако яблоки стремительно гниют, и мораль из этого выводится простая: всякие социальные эксперименты на скорую руку будут вкусны только вначале, но вскоре они испортятся. Мультики Полушкина этого периода пронизаны меланхолией и понятны скорее взрослому, чем ребенку.

Нина Шумкова связывает появление такой мультипликации с общим кризисным мироощущением режиссера и его коллег. Как и все творческие люди, кинематографисты острее предчувствуют конец страны, гибель своего искусства. Не пройдет и трех лет, как мультипликация вместе с «Куйбышев-телефильмом» прекратит свое существование.

Без финансирования и господдержки самарская анимация в 1990-е уходит с экранов, чтобы иногда появиться на телеканале «Культура», быть показанной на фестивале «Кино – детям» или в редких своих экземплярах случайно попасться на глаза пользователю YouTube и торрентов.

«Для этих людей случившееся было трагедией, хотя Полушкин стал снимать фильмы на «Волга-фильме», а Спичеку как художнику-постановщику податься уже было некуда, и он до последнего жил с ощущением того, что не реализовал свой творческий потенциал. Это его сильно подкосило», - говорит Шумкова.

Полушкин же с конца 1980-х начал работать в СМИ, впоследствии снимал рекламные ролики и видеофильмы. Умер он от тяжелой болезни. К несчастью, копии мульт-фильмов Полушкина – Спичека, вместе с куклами находившиеся на территории ГТРК «Самара», не дожили до сегодняшнего дня.

По информации «МК в Самаре», они загадочным образом исчезли во времена, когда председателем ГТРК был Александр Князев. На ГТРК рассказывать о том, что случилось с копиями фильмов и куклами, и вообще поднимать историю самарской мультипликации отказались. Однако копии мультиков сохранились в архивах Госфильмофонда, и, возможно, они будут показаны в рамках фестиваля «Кино – детям» в Самарской области в 2015 году.

Культурная амнезия

Даже известные самарские киноведы затрудняются вспомнить не то что образцы куйбышевской мультипликации, но и имена их создателей, к самим же мультфильмам местного производства относятся с большим скепсисом.

«Как о крупном явлении можно говорить о самарском документальном кино, а не о мультипликации. Знаю лишь, что сегодня есть любительские анимационные студии, которые что-то делают», - рассказал «МК в Самаре» киновед, директор киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг.

Для его соратника, киноведа и культуролога Валерия Бондаренко куйбышевская мультипликация осталась далеким воспоминанием детства.

«Я к самарской мультипликации относился с детским высокомерием, любил рисованные мультфильмы. Но все равно было любопытно смотреть на маленькие фигурки, которые оживают на экране. Думаю, что жизнь животных, которым были близки человеческие ситуации, являлась чем-то вроде педагогики в форме сказок», - рассказывает культуролог.

Тем не менее в культурной жизни Куйбышева-Самары и в истории мультипликации четверка, возглавляемая Полушкиным, по мнению Бондаренко, сыграла свою роль.

«Есть такие аниматоры, как Норштейн, и есть такие, как Полушкин. Но без Полушкиных мастера типа Норштейна, Хитрука и Миядзаки не живут. Что бы ни говорили о Куйбышеве 1960-70-х годов, мы все равно к этим фигурам вернемся, потому что они делали шаги для формирования самарского мира и мифа, а город без мифа не существует», - считает Бондаренко.

Кадр из «Фантазий из будущего» – мультика современных анимационных студий Самарской области.

Сегодня о жизни самарской мультипликации напоминают лишь любительские анимационные студии типа «Печки», продукция которых несоизмерима даже с куйбышевскими творениями – настолько разные у них техника, эстетика и подход. Но сам факт их существования примечателен: за неимением в регионе мультипликации ребята собственными руками творят свой анимационный мир и миф.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру