Константин Титов: «Написать всю правду нельзя, поэтому пока подождем»

«Политическая ситуация» передала место Титова в сенате Азарову

Отсутствие бывшего губернатора Самарской области Константина Титова в списке возможных сенаторов стало хотя и ожидаемым уже к развязке интриги, но все же неожиданностью. Политический долгожитель и тяжеловес, возглавлявший область около 15 лет, в свое время пытался составить конкуренцию на выборах президента Владимиру Путину, но на этот раз, как он сам выразился, ситуация «сыграла не в его пользу». С корреспондентом «МК в Самаре» Константин Алексеевич встретился в один из первых дней своего отпуска. Заинтриговав мыслями о написании мемуаров, пока еще сенатор порассуждал о дальнейшей политической карьере своего возможного преемника в Совете Федерации Дмитрия Азарова и о многом другом. 

«Политическая ситуация» передала место Титова в сенате Азарову

– Константин Алексеевич, почему вас не оказалось в списке кандидатов на пост сенатора от Самарской области, который составил врио губернатора Николай Меркушкин?

– Я могу высказывать только свои соображения. А почему я не оказался, наиболее конкретно и четко может ответить, наверное, только избранный губернатор. У меня позиция (по отношению к тому, что придется покинуть сенат – «МК») очень простая - мне 70 лет исполняется в этом году, и вроде бы достаточно. В Совете Федерации есть и постарше, но, наверное, тоже все будет «по графику» меняться в их судьбе. Видимо, политическая ситуация сыграла не в мою пользу. Я понимаю, что это было чисто политическое решение. Потому что оценка моей работы на посту сенатора такая, что я получал и грамоты Правительства РФ, и Совета Федерации, и награды, в том числе Межпарламентской ассамблеи СНГ. Поэтому здесь чисто политическое решение. Какое оно, станет ясно, когда Николай Иванович назовет, кто пойдет в Совет Федерации. А сейчас мы можем только гадать.

– Уже практически все настроились, что именно мэр Самары Дмитрий Азаров уйдет в Совет Федерации. В этом случае что это за политическое решение?

– Знаете, Самара и Самарская область своих лидеров, в том числе избранных большинством, очень легко отпускают… Три кандидатуры есть: Азаров, Герасименко (Виктор Герасименко – гендиректор ОАО «Куйбышевазот» - «МК»), Станкевич (Игорь Станкевич – Герой России – «МК»). Азаров Дмитрий Игоревич избран народом. Он мэр. Переходить на пост сити-менеджера, как в каком-нибудь сельском районе, для него, наверное, не очень правильно и прилично. Вступать в войну с губернатором? Я никакого смысла не вижу. Я знаю, что Азаров – умнейший человек, имеющий богатый опыт хозяйственной работы, политической борьбы и деятельности, умело и грамотно уже четыре года управляет городом. Город большой, управлять им очень и очень тяжело. Но нужно сказать, что Дмитрий Игоревич сумел наладить контакты с областной администрацией, он получает достаточное финансирование. Но политическая ситуация складывается так, что мне, как и многим жителям города, кажется, что выбор все-таки падет на него. Как дальше судьба Дмитрия Игоревича сложится, я не знаю. Но если он будет назначен в Совет Федерации, я думаю, это достаточно успешная позиция. Он человек коммуникабельный, ровный в обращении с людьми. Это качества политического бойца.

– То есть если Азаров уходит в Совет Федерации, то прямых выборов мэра в Самаре больше не будет?

– Я думаю, надо подождать. Многое зависит и от настроения администрации губернатора и самого губернатора, от партии «Единая Россия». Может, будет принято решение оставить в Самаре прямые выборы, а может, пойти по пути назначения сити-менеджера. Но мы по настроениям чувствуем, что Николаю Ивановичу более симпатична схема с сити-менеджером. Тогда останется Азаров или нет, Николай Иванович все равно будет эту позицию проводить.

– А вам какая схема больше нравится?

– Я уже говорил, что мне ближе ситуация, когда в таких городах, как Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, может, Чапаевск, Отрадный, да и в районах крупных, главы выбираются прямым тайным голосованием.

– Звучало предложение провести референдум по этому вопросу. Как вы относитесь к такой идее?

– Я считаю, что референдум по таким вопросам не нужен. Вот по таким позициям, как переход на московское время, – нужен. Хотя можно все вопросы, которые касаются выборов, как в Швейцарии, решать через референдум, но тогда, наверное, нужно было на референдум выносить областной закон, который принимали об отмене прямых выборов глав районов.

– Уход в Совет Федерации для Азарова не будет политической смертью, забвением?

– Совет Федерации – это с самого начала сплав и молодости, задора и опыта, знаний. В 1993 году в Совет Федерации избирались на прямых выборах. И я в том числе. Тогда на выборы в Совет Федерации шли только губернаторы, которые верили, что народ их поддержит. Тем Советом Федерации руководил Шумейко. Мы много тогда продвинули инициатив – и о том, чтобы доходы, собираемые на территории, делились с центром 50 на 50, много сделали и для упрочнения позиций малого бизнеса и сельского хозяйства. Но в 1996 году было принято решение формировать Совет Федерации из губернаторов и председателей законодательного органа власти субъекта федерации, потому что иметь две довольно самостоятельные палаты парламента было слишком тяжело для государства. Одна палата должна была стать более приближенной к вертикали власти. Сформированный по такому принципу Совет был уже другой. Тогда руководил Егор Строев. Это тоже был достаточно энергичный состав. После было принято решение назначать членов Совета Федерации. Тогда уже от Самарской области был Ищук, я работал до декабря 2001 года. Потом в Совет Федерации пришло много бывших губернаторов, которые ушли в добровольную отставку и не очень добровольную. Первым опять пришел я – в 2007 году. Тогда у меня был разговор с руководителем администрации президента Собяниным. Он спросил: «Что хочешь делать?» Я сказал, что на пенсию пойду. Но он сказал, что нужно еще поработать. Тогда я сказал, что пойду в Совет Федерации - работа знакомая. Через год-два стали приходить и другие губернаторы, они поняли, что работа эта творческая, интересная, позволяет отстаивать интересы отрасли и региона. Я работал в комитете по социальной политике. Сейчас я работаю в комитете по экономической политике – это мне ближе. Я участвую в трехсторонней комиссии по бюджету, в комиссии при минэкономразвития по влиянию законодательства на предпринимателей, в комиссии по экономическому взаимодействию России и Украины (последнее заседание было в ноябре, и, наверное, уже не будет), в экономической комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ и других. И я хочу сказать, что там нужны люди и молодые, и энергичные, и с опытом.

Может, когда был Шумейко, Строев, Совет Федерации звучал, а потом вроде нет... Конечно, при Миронове было некоторое затишье, но сейчас при Валентине Матвиенко ситуация совсем другая – каждый член СФ работает, выступает с вопросами, законодательными инициативами. Самая замечательная инициатива – запрещение табакокурения в общественных местах. Это была моя идея, 2,5 года мы над ней с Обществом защиты прав потребителей работали.

– Куда дорога Азарову после Совета Федерации?

– Он из политики не уходит – он остается в партии «Единая Россия», он будет работать в Совете Федерации. В каком комитете - сам выберет. В Москве активная жизнь: выступления, политические совещания, пленумы, конгрессы. Если говорить о дальнейшем пути, то хочу сказать, что из Совета Федерации люди значительно чаще уходят и на посты губернаторов, и министров федерального правительства, и руководителей федеральных структур. Новые связи, знакомства для Азарова открывают большую перспективу, гораздо большую, чем здесь.

– Константин Алексеевич, чем же вы будете заниматься после ухода из Совета Федерации?

– Я пока не знаю… Во-первых, отдохнуть надо, привести свои бумаги в порядок, разобрать архивы. Я пока не настроен сломя голову бросаться чем-то заниматься.

– Вы видите для себя поле деятельности в Самаре?

– Полно! Самара – город большой, кипучий. Это достаточно серьезный экономический центр. Здесь может быть и преподавательская работа, и бизнес, и литературное поприще, скажем так, написание мемуаров. Все может быть. Я из Самары уезжать никуда не собираюсь. Я есть, был и остаюсь в Самаре.

– Вы всерьез задумывались над написанием мемуаров?

– То да, то нет… Знаете, я читаю многие мемуары, которые пишут в том числе мои друзья. И убеждаюсь, что не всю правду пишут. А написать всю правду нельзя. Писать эзоповым языком – это достаточно тяжело, поэтому пока подождем. Я подумаю. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру