МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Самара

Каким должно стать образование в Самаре через 10 лет?

19 марта в Центральной городской библиотеке имени Н.К. Крупской прошла стратегическая сессия по развитию сферы образования в Самаре до 2036 года. Ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, не прозвучало.

Городская библиотека им. Крупской - рай для любителей книги. Фото: "МК в Самаре"

Красивые залы модельной библиотеки после ремонта, уставленные книгами и красочными альбомами, располагали к разговору о том, что есть самарское образование сейчас и куда его двигать.

Интересной чертой очередной сессии по сравнению с предыдущими стало то, что СМИ не включили в список участников встречи, поэтому журналистам не предоставили так называемые рабочие тетради, чтобы ознакомиться с повесткой и проблематикой мероприятия и узнать, кто будет спикером и по какой теме.  

Обсуждение вопросов образования Самарской области начала первый заместитель главы городского округа Самара Юлия Ашуркова.

Илья Осипов, Юлия Ашуркова, Алексей Дегтев. Фото: "МК в Самаре"

По её словам, перед Самарой стоит задача выйти на лидирующие позиции в сфере образования к своему 450-летию, к 2036 году: Самара является привлекательным, мощным и многообещающим городом. Она заранее попросила не фокусироваться на негативных моментах: "про дикую перегруженность школ и учебу в две смены, про нехватку мест в школьных и дошкольных учреждениях, про старые здания, про нехватку земельных участков мы знаем. Давайте сконцентрируемся на том, как решать проблемы, а на негативе", - сказала она. Ашуркова отметила, что до 2030 года предстоит построить порядка 13 школ, хотя проблема нехватки земельных участков под них остается, и пути решения проблемы озвучены не были. И поскольку у чиновников «замыленный» взгляд на проблемы,  она призывала собравшихся, в том числе педагогов, активно подключаться к обсуждению и поиску путей решения проблем.

Далее слово перешло к председателю Думы г.о. Самара Алексею Дегтеву.

  Алексей Дегтев об уникальности самарского образования. Фото: "МК в Самаре"

Он отметил, что образование в Самаре уникальное и движется всегда вперед. Уникальность, по его словам, заключается во всесторонней поддержке детей с разными способностями. Дегтев посоветовал собравшимся посетить школы, лицеи и гимназии и увидеть, как этот уровень образования развивается в городе.

Следующим выступал исполняющий обязанности заместителя главы городского округа Самара руководителя департамента образования Илья Осипов

Илья Осипов. Фото: "МК в Самаре"

Он рассказал, какое внимание уделяется вопросам воспитания детей, подростков. Как они развиваются как личности, как формируется их отношение к окружающему миру. Несколько слов было сказано и о том, что нужно быть готовыми к инновациям и при этом не забывать традиции, параллельно создавая комфортную среду для жизни.

Как выглядит система образования в Самаре. Фото: "МК в Самаре"

Затем слово передали председателю комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Светлане Ильиной.

Выступление Светланы Ильиной. Фото: "МК в Самаре"

Она отчиталась о законотворческих достижениях думы в сфере образования. В частности, о том, как депутаты сняли унизительную формулировку «образовательные услуги», как Самарская область организовала в числе первых в стране бесплатное горячее питание для младших школьников. В контексте разговора об организации питания она упомянула про ремонт пищеблоков. По ее словам, депутаты регулярно проводятся проверки качества и хода ремонтных работ в самых проблемных из них.

Под занавес выступления Ильиной некоторые участники сессии высказали здравую мысль о том, что спросить, каким видится будущее образования в Самаре, было бы логичным у нынешних учеников и студентов. Однако на самой сессии таковых замечено не было.

После вводных слов все участники сессии разделились на 4 секции. Каждая из них обсуждала отдельный блок проблем в «своём кругу». Поднимались вопросы о том, почему студенты не идут работать в школы, какие есть подводные камни у западных технологий, которые активно используются в образовательной среде, что делать с перегруженностью преподавателей многочисленными отчетами, которые не оставляют времени непосредственно для педагогической работы.

Заседание четырёх столов по разным вопросам. Фото: "МК в Самаре"

Интересным было замечание про данные Минтруда о том, как хотят работать будущие выпускники педагогических вузов. Они хотят свободный график, удаленный формат работы и при этом бесконечно саморазвиваться. Эту тенденцию охарактеризовали, как «ужасную».

При этом заседавшие за одним из столов обратили внимание на проблему с профориентацией в самарском образовании. Дескать, в Казани большинство знают где будут работать задолго до того, как станут выпускниками своего вуза. Вскользь затронули и стипендии, и в целом материальное положение студентов.

Параллельно с работой по секциям Алексей Дегтев, дипломированный педагог и в прошлом сам учитель, а затем директор самарской школы №58, ответил на журналистов. По словам спикера городской думы, самарское образование достигло за последние годы больших успехов, хотя хроническая проблема перегруженности педагогов никуда не делась. Во что выливается перегруженность учителей и подолгу работающие родители? В то, что роскошь человеческого общения в современных семьях часто действительно является роскошью: дети и родители мало общаются, предпочитая "потреблять контент" каждый в своих гаджетах, без обсуждений и дискуссий. Дегтев полагает, что это не только приводит к проблемам с обучением, но и к межличностным, внутрисемейным конфликтам.

Вопрос-ответ с Алексеем Дегтевым во время работы столов. Фото: "МК в Самаре"

После прослушивания дискуссий на всех столах стало понятно, что обсуждаемые проблемы в большинстве и так известны. Что студенты не знают, какие карьерные перспективы их ждут и на кого поступать, чтобы не остаться без работы вовсе. Что маленькие стипендии не позволяют нормально самостоятельно жить, и приходится искать работу на первых же курсах. Что учителя, педагоги и преподаватели перегружены бюрократией и бумажной волокитой вместо обучения учеников и выстраивания коммуникации с ними.

Что не нравится самарцам в образовании города? Фото: "МК в Самаре"

Прослушав все 4 секции, стало понятно, что собравшиеся на стратегическую сессию чиновники, директора школ и детских садов, общественники знают обо всех проблемах образования в Самаре. Но как их решать, а главное, как это помогает сформулировать траекторию развития образования на ближайшие 11 лет, осталось неясным.

Коротко и по делу – в нашем TELEGRAM-канале

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах