Ситуацию с общественным транспортом в Тольятти первый заместитель главы Илья Сухих назвал проблемной. Отвечая на вопросы журналистов, он подчеркнул, что наибольшее количество нареканий жителей звучат в адрес коммерческих перевозчиков. «Газелисты» не соблюдают графики, в маршрутках нет валидаторов и т. д.
В то же время первый зам главы отметил, что есть жалобы на работу муниципального транспорта внутри города и к перевозчикам на межмуниципальных маршрутах. И этим нужно серьезно заниматься. По словам Сухих, необходимо актуализировать маршрутную сеть. В этом вопросе он рассчитывает на поддержку области и московских специалистов.
Надо сказать, что бурная деятельность коммерческих перевозчиков в Тольятти началась в уже далеком 2002 году. Возможности муниципальных пассажирских предприятий на тот момент были сильно ограничены из-за старения подвижного состава. Собственных средств на замену техники у них не было. Новые автобусы появились в городе только в 2005 году после заключения кредитного договора муниципального предприятия АТП № 3 с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Перевозчик получил кредит в сумме 370 млн руб. на10-летний срок. На эти средства для города закупили 92 автобуса. Гарантом сделки выступила мэрия Тольятти, которая в результате платила по счетам. Обошлись эти заимствования очень дорого, поскольку кредитный договор с самого начала предусматривал плавающую ставку. В отдельные периоды она доходила до 20-50% годовых.
В феврале 2011 года представители ЕБРР нанесли новый визит в Тольятти, чтобы договориться о выдаче нового кредита в размере 335 млн руб. на закупку новых троллейбусов и прокладку контактных линий в новых кварталах Автозаводского района. Дальше подписания рамочного соглашения дело не дошло.
Хроническая нехватка у муниципальных перевозчиков подвижного состава и массовые увольнения водителей из-за низкой зарплаты привели к тому, что мэрии пришлось закрыть ряд социально значимых маршрутов и нерентабельных маршрутов. Коммерческим перевозчикам это было только на руку. Их количество постоянно увеличивалось. Жесткая конкуренция привела к тому, что дороги в Тольятти походили на гоночные трассы с участием «Газелей».
Попытки властей упорядочить работу коммерческих перевозчиков зачастую не давали результата. В частности, не представлялось возможным проведение конкурсов на маршрутах, которые были наработаны частниками. Муниципалитет в создании этих маршрутов не участвовал, а потому не имел права отобрать маршрут, наработанный одним перевозчиком, и отдать его другому. Надзорные инстанции прямо заявили чиновникам, что город сможет выступать заказчиком только на вновь введенных маршрутах.
В 2020 году в Тольятти был пересмотрен реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров в общественном транспорте, действовавший с сентября 2016года. В новом перечне было указано 80 муниципальных маршрутов, включая дачные.
За прошедшее время в него регулярно вносились изменения. Буквально сегодня стало известно, что с 1 января 2025 года будут изменены схемы движения автобусов по маршрутам № 21, № 22.
Остается добавить, в ноябре т. г. первый заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сергей Карпов провел встречу с представителями «МосТрансПроект». Вместе обсудили разработку стратегии транспортной реформы в Самарской области, а также региональных стандартов транспортного обслуживания, учитывающих все виды общественного транспорта.
Как сообщает сайт правительства региона, институт готов поделиться компетенциями и успешным опытом реализации проектов в сфере развития общественного транспорта в Москве.