МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Самара

«Самомоющаяся гора посуды»: как в Самаре создавали необычный арт-объект

Известный самарский художник поделился подробностями создания новой инсталляции под названием «Фонтан»

В Самаре 13 октября рядом с филиалом Третьяковской галереи появился новый арт-объект. В саду Фабрики-кухни установили инсталляцию, собранную из советской эмалированной посуды: ванн, тазиков, кастрюль и даже кружек. Мы пообщались с автором «Фонтана», известным самарским художником Андреем Сяйлевым, и узнали интересные подробности.  

Евгений Шаров

Самомоющаяся гора посуды

Идея «Фонтана» родилась, когда кураторы проекта «Соседский огород» от филиала Третьяковки связались с Андреем Сяйлевым. Все лето в местном саду за зданием Фабрики-кухни выращивали овощи. Участие принимали и местные жители. По словам художника, там была воссоздана атмосфера типичной советской-постсоветской дачи, где вещи, отжившие свое, приобретают вторую жизнь. Что-то, что используется в дачном быту, например, в процессе полива.

«И, соответственно, я сразу подумал, что, наверное, в основе инсталляции должна быть некая ванна. Потом шаг был второй: всё-таки Фабрика-кухня — это место, где производили еду, и где многие поколения, собственно...[употребляли пищу] Логично, что там был цех, где мыли посуду. Я подумал, что это будет красивой метафорой: типичная гора грязной посуды, которая как бы сама омывается, и плюс еще дает доступ, собственно, к воде участникам проекта «Соседский огород», - рассказал автор инсталляции.

"Соседский огород". Автор фото: Евгений Шаров

Искусство за наличку

Детали для «Фонтана», по словам художника, были найдены в объявлениях на Авито. Найти было намного проще, чем оплатить, признается художник. Большинство из тех, кто продавал ненужную утварь, готовы были расстаться с ней только за наличный расчет.

«Мне приходилось постоянно снимать наличку в банкоматах. И оказывается, что они все смотрят телевизор, и там, видимо, какая-то главная идея в телевизоре, что ни в коем случае не принимайте денежные переводы от незнакомцев. Ну, это как-то связано, видимо, с какими-то там действиями недружественных стран, потому что это какая-то уголовная история. Это мне показалось очень странным», - вспоминает Андрей Сяйлев.

Когда почти все было найдено и куплено, художнику пришлось ломать голову: не хватало элемента для плавного перехода от крупной к мелкой посуде. 

«И мы чудом нашли в Сызрани детскую ванну 50-х, по-моему, годов выпуска, или 70-х. И вот ее оттуда специально заказали, привезли. Целая была спецоперация доставить ее, но тем не менее, собственно, этот пятый блок, позволяющий органично складываться в структуре от большего к меньшему, мы раздобыли», - рассказал автор «Фонтана».

Андрей Сяйлев. Автор фото: Евгений Шаров

Справка «МК»

Андрей Сяйлев, 42 года, художник, дизайнер. Занимается живописью, видео- и стрит-артом. Окончил в 2001-м Самарское художественное училище, а в 2011-м – Педуниверситет. В 2017 году входил в ТОП-100 молодых российских художников по версии авторитетного сайта о современном искусстве In-Art. Работы художника находятся в Третьяковской Галерее, Фонде Смирнова и Сорокина, в частных коллекциях России и за рубежом.

Успейте видеть

На первый взгляд может показаться, что арт-объект – это просто установленные друг на друга емкости. Но это не так. Это сложная конструкция с системой подачи воды, питанием, фундаментом, конструктивом, который не позволит объекту развалиться, подчеркивает автор проекта.

«В зимний период проект «Соседский огород» не работает. Он просто будет законсервирован до следующего сезона. Вот и все. Ну, это, собственно, функциональная конструкция. Если вдруг что-то с ней случится: сломается, проржавеет, ну, или ее просто демонтируют, то, видимо, коллеги из Третьяковки что-то новое сделают», - объяснил художник.

Евгений Шаров

Остается надеяться, что судьба инсталляции только в руках специалистов из филиала Третьяковской галереи. Ведь "Фонтан" все-таки на улице. А руки нашего человека имеют свойство иногда чесаться. Вандализм, по мнению художника, тоже является формой встречи зрителя с искусством. 

«И если человек так прореагировал при взаимодействии с этим объектом, то окей. То есть в какой-то степени я отпускаю его в личное, в свободное плавание. Если его сломают, ну что ж, так тому и быть. Такова реакция зрителя. Это абсолютно нормально», - считает художник Андрей Сяйлев.

Пока у самарцев есть возможность лицезреть инсталляцию, расположенную на территории Фабрики-кухни, во всей красе. Успейте до холодов или до "взаимодействия" с арт-объектом. 

 

 

ПОДПИШИТЕСЬ НА ЛУЧШИЕ СТАТЬИ "МК В САМАРЕ" В TELEGRAM

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах