МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Самара

«Правдоискатели» и «Держава Рериха»

«Виктория» покажет контемпорари-арт, а Худмузей – классику

 Две крупные выставочные площадки Самары закрывают год масштабными проектами. В галерее «Виктория» пройдет выставка современного искусства «Правдоискатели», посвященная изучению города молодыми художниками. А в Самарском областном художественном музее выставляются работы Николая Рериха всех этапов его творчества.

Картина Николая Рериха «Дозор». 1905.

Утопия, сатира и путешествия

Первой начнет работу экспозиция «Правдоискатели» в галерее «Виктория» в четверг. Авторы проекта намерены представить творчество молодых российских художников, которые в поисках языка для самовыражения используют в работах разные урбанистические пространственные формы. Имена их известны ценителям современного искусства, а сами авторы регулярно экспонируются на российских и международных выставках.

Это, в частности, воронежский автор Арсений Жиляев – выпускник Московского института проблем современного искусства и шведской Школы изящных искусств «Валанд», не так давно со скандалом выставлявшийся в Третьяковской галерее.

В своем творчестве он затрагивает, в том числе, тему «культурного производства». В работе, которую он представит в Самаре, опираясь на традиции русского авангарда, Жиляев иронизирует по поводу утопических проектов пролетарского искусства.

Другой автор, петербуржец Иван Тузов, выпускник Российского госпедуниверситета имени Герцена с опытом работы на анимационных студиях «Да» и «Смешарики», рисует на листах салатного цвета пиксельных советских вождей с Гитлером в нелепых ситуациях и строит скульптуры из фанеры с сюжетами из «бородатых анекдотов» и детских «ужастиков». Его творения в свое время впечатлили Марата Гельмана, и наиболее примечательные из них покажут в «Виктории».

Еще на выставке будет самарчанка Алиса Николаева. Раньше она эпатировала своими перформансами гостей выставок в бывшей самарской галерее «XI комнат», выставлялась на экспозиции «Течения: самарский авангард 1960-2012» и в «Искусстве против географии» Гельмана, всячески обыгрывая тему эксплуатации женского тела в современном мире. Теперь же она живет в Париже, пишет об этом видео с субтитрами и заявляет свое творчество как сатиру на «унифицированный мир Интернета».

Кроме них лауреат премии «Инновация», известная своими неординарными перформансами и инсталляциями краснодарская арт-группа ЗИП покажет, что можно соорудить на месте из подручных материалов. Москвич Роман Мокров отчитается о повторенном вслед за его отцом плавании по речке Малиновка и выразит свой взгляд на смысл истории, а Кирилл Савченков, тоже житель столицы, обыграет в арт-объектах тему конфликта России и Украины по следам путешествия в Крым в марте 2014 года.

Картина Николая Рериха «Иноземные гости».

Все оттенки Рериха

Выставка проработает месяц. А 20 декабря в «Виктории» состоится новогодняя вечеринка Happy new start. Арт-деятели подведут культурные итоги года и проведут новогодний аукцион современного искусства. Концертная программа и мастер-классы прилагаются.

А Художественный музей проведет, пожалуй, самую насыщенную в истории Самары выставку живописи художника, философа, сценографа, путешественника и археолога Николая Рериха (1874 – 1947) из коллекции Государственного Русского музея и приурочит ее к 140-летию автора. Круг произведений художника здесь несколько отличается от того, что привык видеть самарский обыватель в культурно-выставочном центре «Радуга».

Экспозиция включает 72 работы мэтра, охватывающие более чем 40-летний период его работы. Организаторы разделили выставку на несколько блоков: первый включает работы, созданные с 1890-х по 1918-й год, еще когда Рерих жил и творил в России. В произведениях этого периода («Иноземные гости» (1901), «Дозор» (1905), «Сеча при Керженце» (1911)) ощутимо влияние романтизма второй половины ХIХ – начала ХХ века.

Второй блок состоит из театральных работ. Это, в частности, эскизы к театральным постановкам – «Пер Гюнту» Ибсена в МХТ (1912) и «Весне священной» Игоря Стравинского для «Русского сезона». Балет представлял собой стилизацию народного обряда, трактованного как симфоническая стихия. Премьера балета прошла в 1913 году в Париже и Лондоне и сперва была освистана, а потом единодушно принята. Интересно, что в 1945 году, когда была возобновлена постановка «Весны священной», Рерих сделал еще пять новых эскизов к ней. А затем написал и одноименную картину.

Третий же блок состоит из произведений 1930-х – 1940-х годов, когда Рерих осмыслял опыт научно-художественных экспедиций по Центральной Азии и жизнь в Индии.

Открытие выставки в пятницу, 19 декабря, в 15.00 предварит лекция о творчестве художника в исполнении ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX века Русского музея Сергея Криводенченкова. Выставка завершит работу 23 февраля.

Коротко и по делу – в нашем TELEGRAM-канале

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах