– Алексей, с чего началось твое увлечение велоспортом?
– Сколько себя помню, я всегда был на велосипеде. Увлечение передалось от отца, который также занимался этим видом спорта. Во втором классе он меня отвел в спортивную школу в секцию шоссейных гонок. Несколько лет занимался у тренера Александра Николаевича Комина – МСМК по шоссе. После того, как ушел из секции, не занимался велоспортом 15 лет. Потом закончил школу, университет и решил, что пришло время снова сесть за руль.
– Как возникла идея фикс проехать все девять веломарафонов страны? Это же не было обязательным условием (в зачет проходят только пять лучших по очкам)?
– Несколько гонок действительно не было необходимости проезжать, так как приносили слишком мало очков для моего рейтинга в Кубке, но они были нужны, чтобы выполнить звание мастера веломарафонов России, что я успешно и сделал.
Пятизвездочная трасса на Кавказе
– Как ты готовился к веломарафонам?
– После завершения прошлого сезона Кубка велосипедных марафонов России на пятом месте, в этом году я поставил себе цель оказаться в тройке лидеров. Учтя предыдущие ошибки, я заранее подготовил гоночный велосипед и за месяц до старта начал тренироваться. В этом году, помимо шоссейных тренировок, я добавил и тренировки на кросс-кантри, соотношение составляло примерно 80 на 20 процентов. Тренировался обычно вечером после рабочего дня на шоссе, уезжал в сторону Красной Глинки. За 1,5-2 часа накатывал 50-60 км, пока не потемнеет, чтобы успеть вернуться домой. По дорогам общего пользования ездить довольно опасно, в темное время суток еще больше. В дни, когда было времени побольше, привозил кантрийный велосипед на лыжную базу «Чайка» и наматывал круги там.
– Где была самая сложная гонка?
– В Краснодаре, называлась она Endurance (гонка на выносливость). Трасса проходила по Кавказским горам. По сложности в статистике Кубка этот этап получил пять звезд из пяти возможных: сложный рельеф, очень большой набор высот, много технических участков, броды горных рек. Стоит сказать, что первые 10 км круга из 30 км шел постоянный подъем с увеличивающимся градиентом.
Помимо того, это был единственный этап, где не повезло с погодой. Неделю до старта лили дожди, и лесные тропки развезло до «непроезжабельного» состояния, часть гонки пришлось бегать с велосипедом. На протяжении всего дня нас поливал холодный дождь, делая это испытание еще более сложным.
На первом круге из-за испорченной разметки я и еще 20 гонщиков потерялись в лесу, долго кружили и занимались ориентированием на местности, а в начале второго круга у меня не выдержал нагрузки и сломался задний переклюк (задний переключатель скоростей – «МК»). Оставшиеся 30 км я пользовался переключателем ведущей звезды, то есть всего двумя передачами. Хватило. Итоговое время гонки вышло около шести часов.
«И на фиг мне все это надо?!»
– И о чем думает спортсмен в такие моменты испытаний?
– Я думаю каждый раз: «И на фиг все это мне надо, лежал бы дома и смотрел телевизор!» Желание того, чтобы все это быстрее закончилось, мотивирует меня как можно скорее закончить дистанцию. А вообще, я вспоминаю слова Лэнса Армстронга, семикратного победителя гонки «Тур де Франс»: «Боль уходит: она может длиться минуту, час, даже год. Но рано или поздно она уйдет. А если я перестану бороться, это чувство останется со мной на всю жизнь». Эта цитата висит у меня дома над велосипедом.
- Ты участвовал на любительском уровне? Насколько это дорого? Не было желания перейти в профессиональный спорт?
- В данном Кубке участвуют как профессионалы, так и любители: и зачет у всех общий. Основное отличие профессионала от любителя в том, что у профессионалов гонки – это работа, и они за это получают деньги, а любители тут только тратят. Основные затраты в данном спорте – это велосипед, экипировка и расходные материалы. Стоимость спортивного велосипеда начинается от 100 тысяч рублей и уходит в бесконечность.
Основные затраты на соревнованиях – это проезд, проживание и стартовый взнос. Конечная стоимость одной гонки будет зависеть от дальности места старта, каким способом вы туда решите добираться и где жить. Лететь на самолете или ехать на поезде, жить в пятизвездочном отеле или в палатке – все зависит от ваших финансовых возможностей. По моим подсчетам, затраты на поездки вышли в районе 100 тысяч рублей.
«Собрал марафонцев вместе»
– Помимо мощной спортивной нагрузки, у тебя ведь есть еще и общественная.
– Да, я соорганизатор социально-некоммерческого проекта «Марафоны России и мира», который занимается продвижением здорового образа жизни, в частности, марафонского спорта, в том числе и в Самарской области. Мы являемся информационными партнерами всех марафонов, проходящих в Самаре и области, и помогаем увеличить число людей, посещающих такие события.
Дело в том, что марафонцы - это люди, которые постоянно готовы ездить в города и страны для преодоления новых марафонов. Я собрал этих людей воедино и оповещаю их о новых событиях, проходящих как в России, так и за рубежом. Изначально этот проект и задумывался, чтобы создать единую информационную базу по марафонам, потому что такой просто не было.
– Какие марафоны в Самарской области можно пробежать?
– Тольяттинский лыжный марафон, веломарафон «Самарская Лука», тольяттинский легкоатлетический марафон, экологический марафон «Самарская Лука», экстремальный марафон «Хрящевка Challenge». Сейчас в этих акциях принимает участие несколько сотен человек, но мы хотим, чтобы их количество перевалило за тысячу, а потом – за несколько тысяч. Как на европейских марафонах.
– Останется ли при такой загрузке время на отдых?
– Конечно! Невозможно хорошо отработать сезон, если перед ним не удается качественно отдохнуть. Весной я для этого выделяю апрель, а осенью - октябрь. В межсезонье у меня всегда рассчитан отдых с легким ОФП – бег, плавание.
– Какие планы на эту зиму? Ты же еще занимаешься лыжными марафонами.
– Зимой в планах участие в Кубке области по лыжным гонкам среди любителей и проехать несколько лыжных марафонов в Самаре, Тольятти, Ярославле и Москве. Теперь есть желание выполнить квалификацию мастера лыжных марафонов России, а для этого необходимо пробежать 10 марафонов, проходящих в разных уголках нашей страны. Буду начинать.