Депутаты Самарской губернской думы решают, какие поправки внести в региональный закон «О гос-контроле за соблюдением требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», чтобы закон заработал и позволил вывести бизнес в легальное поле. Эта тема обсуждалась 20 октября на заседании рабочей группы в думском комитете по строительству и транспорту.
Напомним, самарский закон был принят в 2012 году, после того, как в 2011-м вступил в силу федеральный закон №69 «О такси», который установил единые требования к организации перевозок на легковых такси на территории страны.
В частности, федералы обязали таксистов получать лицензию на работу сроком на пять лет. Причем документы выдавали на каждую машину таксопарка, и если только автомобиль принадлежит фирме - на правах собственности или лизинга. Кроме того, в каждом такси должен был появиться таксометр и кассовый аппарат — чтобы выдавать пассажирам чеки. За регионами оставили право выдавать лицензии, контролировать соблюдение законодательства и устанавливать отдельные нюансы - единый цвет такси и региональную квоту на легковые пассажирские перевозки.
Самарские законодатели и исполнители сошлись во мнении, что последние два пункта – цвета и квоты – для нашего региона не актуальны. Как сказано в письме министра транспорта и автомобильных дорог области Ивана Пивкина в думский комитет по строительству и транспорту (копия в распоряжении «МК»), установка единого цвета для такси «никак не отразится на степени безопасности предоставляемых услуг по легковому такси», но может привести «к удорожанию стоимости услуг и появлению большого количества нелегальных перевозчиков».
Также транспортное министерство не видит необходимости устанавливать максимальное количество такси в регионе. Это, по мнению чиновников, приведет к неравномерному распределению услуг, при котором крупные города «будут находиться в более выгодном положении по сравнению с другими».
С этими позициями министерства согласен депутат Самарской губернской думы Сергей Ракитин. Он уверен, что введение единого цвета повлечет за собой увеличение затрат для предпринимателей и, как следствие, рост тарифа на перевозки.
Без штрафов и мотивации
Из всего сказанного на заседании можно сделать вывод, что сосредоточиться парламентарии теперь решили на борьбе с «бомбилами» - именно в них депутаты видят основную проблему. Как рассказала на заседании рабочей группы руководитель правового управления минтранса Елена Михеева, с февраля 2012 года по 6 октября 2014-го министерство выдало 8321 разрешение, из которых 1439 были возвращены. Кто будет охотиться на «бомбил», не ясно - факты незаконной перевозки выявляют органы полиции, а наказывать за это должна налоговая инспекция.
«Исходя из разъяснений Верховного суда, если у перевозчика нет разрешения, его нужно привлекать за осуществление незаконной предпринимательской деятельности, - говорит Михеева. - Это уже задача налогового органа. Но налоговая не может справиться с этой ситуацией и закрыть вопрос о незаконной перевозке. У нее и так много забот со сборами налогов. А это самостоятельная проблема, которой нужно заниматься глобально».
Она считает, что привлечением к ответственности в этом случае должны заниматься не фискалы, а правоохранительные органы. Но для этого необходимо переписать федеральное законодательство. Пока же, признается чиновница, у перевозчиков нет мотивации, чтобы получать разрешение. Чаще всего незаконные перевозки остаются безнаказанными или, в редких случаях, оканчиваются штрафом в 2,5 тыс. рублей.
Кроме того, федеральным законодательством не урегулирован контроль за диспетчерскими службами, которые чаще всего и предоставляют услуги по пассажирским перевозкам. В настоящее время в Госдуме готовятся поправки в закон «О такси», и, как полагает Сергей Ракитин, этот момент там будет учтен. В целом парламентарии так и не выдвинули ни одной идеи по изменению регионального закона. На это депутаты взяли тайм-аут - в декабре этого года комитет по транспорту планирует провести круглый стол с участием крупных компаний-перевозчиков, представителей минтранспорта и надзорных органов. Ракитин полагает, что к этому моменту поправки в федеральный закон будут приняты и станет понятно, как регулировать проблему на региональном уровне.
Сами представители рынка услуг такси согласны, что обсуждаемые законы не работают. Директор диспетчерско-информационной службы «Такси Самара» Александр Грицай уверен, что перевозчики выстроятся за лицензиями, только если чиновники смогут их мотивировать и создать условия для легальной работы. Он также считает, что диспетчерские службы, попавшие в поле зрения законодателей, на сегодня являются наиболее цивилизованной службой перевозки. Он утверждает, что такие организации обязаны заключать договоры только с юридическими лицами, они выплачивают все налоги и контролируют состояние автомобилей и уровень водителей.
Цитатник
Сергей Ракитин, депутат Самарской губернской думы:
«Такси должны проходить регистрацию и лицензирование. Сегодня же они работают, не оформляя документацию. И клиент, связываясь с дикими такси, оказывается не застрахован. При этом, если полиция выявляет незаконных перевозчиков, налоговая служба не наказывает этих людей – не штрафует, не обязывает привести документы к требованиям законодательства.
Получается, что законопослушный таксист находится в худших условиях, чем человек, который просто решил, что будет этим заниматься, и не получает разрешение, не выполняет требования безопасности и не платит налоги».
Александр Грицай, директор диспетчерско-информа-ционной службы «Такси Самара»:
«Чтобы люди работали по закону, это должно быть выгодно. Если его не соблюдают, значит, что-то в нем не так. Самая удобная форма для людей – это покупка патента. А с этим законом намудрили, сделали сумасшедший налог для индивидуальных предпринимателей. Закон о такси не должен регулировать диспетчерские службы. Это разные виды деятельности. Диспетчерские службы работают по звонку и с водителями, которые могут быть в том числе и такси. Работа диспетчерских уже регулируется существующими законами. Мы заключаем договоры с водителями - индивидуальными предпринимателями, которые работают в соответствии с законом».