– Дмитрий Игоревич, вы под себя формировали команду в горадминистрации, как вы считаете?..
– Я ее под город формировал. Я могу сказать, что в команде есть люди, с которыми лично мне достаточно некомфортно, но я знаю, что они Самаре приносят пользу.
– Тем не менее, каков ваш прогноз: сколько человек из этой команды через полгода останется в администрации?
– Я могу сказать, что все коллективы сейчас испытывают дефицит кадров – и на федеральном, и на региональном уровне. Я не думаю, что есть люди, которые стоят в очереди не просто занять места, а работать на благо города. Это очень сложная задача. Недаром мы придавали такое значение формированию кадрового резерва. Поэтому я думаю, что достаточно большое количество руководителей продолжат свою работу в администрации. Глава города, я рассчитываю, им станет Александр Борисович Фетисов (спикер гордумы – «МК»), будет иметь влияние на решение кадровых вопросов, и, конечно, последнее слово будет за главой администрации.
– Андрей Прямилов (руководитель департамента финансов – «МК») и Виктор Кудряшов (первый вице-мэр – «МК»), с которыми вы работаете уже много лет, останутся?
– Они на своих местах. И.о. мэра я назначил Александра Викторовича Карпушкина (первый вице-мэр – «МК»). Некоторое время назад мы сели втроем – я, Виктор Владиславович (Кудряшов – «МК») и Александр Викторович (Карпушкин – «МК») – и обсудили ситуацию, после того, как я был заявлен в тройке возможных сенаторов. И втроем договорились, как мы будем действовать и кто станет исполнять обязанности мэра, кто будет первым заместителем. Кто станет и.о. руководителя департамента финансов (Прямилов – «МК»).
– Как вы относитесь к тому, что Самара по решению региональных властей была лишена всенародных выборов мэра?
– Я свое мнение высказал. Я говорил, что это нужно обсуждать – и возможность, на мой взгляд, такая была. Я считаю, сейчас не было необходимости отменять прямые выборы. Методом проб и ошибок, накопления электорального опыта, мне кажется, люди в Самаре научились распоряжаться своим голосом. Такого уровня поддержки федеральной власти, лично президента, региональной власти, городской администрации раньше не было. Но решение состоялось. В этой ситуации нет правильного или неправильного решения. Есть свои плюсы и минусы и у той, и у другой системы управления. Почему так быстро было принято решение? Мне нужно было уходить в Совет Федерации, и соответственно, если бы решение задержалось, оно вступило бы в силу уже через срок. Потому что появлялась возможность, как только я слагаю полномочия мэра, назначить выборы – кстати, я не думаю, что они были бы назначены, но возможность появлялась. Николай Иванович (Меркушкин, губернатор – «МК») объяснял свое решение идти на досрочные выборы так, что это позволило бы в 2018 году не терять времени на выборы. А здесь, в этой ситуации (с выборами мэра Самары – «МК») устраивать выборный процесс, терять время точно не логично. Но насколько было необходимо сейчас принимать решение об отмене выборов, я свое мнение уже высказал. Невозможно научиться, когда тебе не дают этого сделать. Я объяснял, почему еще выборы важны. Муниципальная власть – это во многом буфер между государственной властью и обществом, куда можно выпустить пар, протестные настроения. Ничего в этом плохого нет. У меня первое образование техническое, я понимаю, что это придает эластичности системе, а если система эластичная, она более устойчивая. Жесткая система хороша тем, что она передает воздействие без изменения до конца. Но жесткая система всегда более хрупкая. Вот эта эластичность придает устойчивости системе, на мой взгляд. Очень важно, чтобы у людей не возникло отстраненности от власти, – мы это много раз проходили.
– Ваше мнение оказалось в диссонансе с мнением губернатора – это не повод для конфликта?
– Нет, мы же умные люди. У нас было столько поводов – это уж точно не повод. Я свою позицию объяснил, и я раньше это делал. Но я сказал и о том, что решение принято, - я законопослушный гражданин. Нам, самарцам, нужно научиться из любых изменений извлекать пользу для родного города. Понятно, что региональная власть сейчас берет на себя больше ответственности, и мы можем рассчитывать, что главе администрации будет оказана помощь, а значит, и городу в целом.
– А вы хотели баллотироваться на второй срок?
– Исходя из того, как я представляю городское хозяйство и что бы я хотел сделать в итоге, каким бы хотел видеть город, может, мне и второго срока бы не хватило, нужен был бы и третий. Поэтому, в общем, да.
– Почему же вам не дали этого, за что?
– В первую очередь думай о Родине, а потом – о себе. В сегодняшней ситуации я могу сказать совершенно точно, что такая конструкция более выгодна для города.
– Вы бы не хотели быть сити-менеджером?
– Нет. Я всенародно избранный глава города… Мы это обсуждали, кстати – ни переходить на пост сити-менеджера, ни становиться главой города в статусе председателя думы – я не хотел бы. Я мог бы держаться, устраивать всякие штуки, которые неоднократно в городе устраивались. Но это пошло бы на пользу городу? Мои предшественники все отлично себя чувствуют, хорошо упакованные люди, у них все замечательно в жизни, некоторые письма издалека шлют или передачи ведут. Городу – хреново! Из-за того, что были эти конфликты постоянные, разборки. Это не только их (бывших градоначальников – «МК») проблема, не только их вина – отнюдь. Но им хорошо, а городу – плохо. Это был бесконечный конфликт.
– Вы не планируете вернуться потом в качестве всенародно избранного губернатора?
– Я так далеко планы не строю. В Совете Федерации меня вообще убеждают, что мне не захочется обратно в Самару. Я говорю, что, если бы я хотел уйти в Москву, ушел года два еще назад – меня звали неоднократно на разные должности. Мне теперь нужно поработать в этой должности, во всяком случае, планов по участию в выборах губернатора сейчас не строю.
– На последнем отчете об итогах работы вы говорили о том, что вам удалось сделать, а что не совсем. Среди последнего было сохранение исторической части города. На мой взгляд, в плане сохранения памятников архитектуры за эти годы не сделано ничего. Что вы можете поставить себе в заслугу в этой области?
– Там нужны десятки миллиардов рублей! Первое, что мы сделали (кстати, это сделали в первую очередь общественники – за чиновников), - разработали программу. В рамках нее провели инвентаризацию исторических зданий. Так что есть вещи, которые можно потрогать, а есть, которые не заметны обычному горожанину, обывателю.
– Но уже хотелось что-то потрогать, а то скоро и не останется ничего.
– Программа позволила сделать инвентаризацию зданий, дефектовки, утвердить паспорта. Эта работа дала возможность включить реставрацию этих зданий в областную программу по подготовке к чемпионату мира по футболу. Вот эта программа, которая, как вы говорите, не работает. А где деньги взять?
– В других городах откуда-то берут.
– В каких? Хотите Казань мне назвать? Вы знаете, сколько денег потрачено? 280 млрд рублей.
– Томск.
– Да в Томске есть много экспертов, которые плюются от того, как там провели реставрацию. И говорить, что программа не работает, исходя из того, что нельзя пощупать, – это очень непрофессионально! Эффект отложенный начнется со следующего года.
– Какой главный опыт вы вынесли, работая в коммерческих структурах и на муниципальной службе?
– Я про коммерческие структуры не буду, потому что работал в разных компаниях на разных должностях. А вот муниципальная служба… Во-первых, есть такое ошибочное мнение, что бизнес-управленец куда ни придет, справится – это не так. Могу сказать, что в бизнесе уже через год создается впечатление, что ты все знаешь, потом, правда, через полгода начинаешь на другом уровне разбираться. Но вот, работая в бизнесе два года, ты уже достаточно хорошо понимаешь, как он устроен и видишь возможные внешние вызовы. Работая на муниципальной службе, у меня через год даже не возникло этого обманчивого ощущения, что я во всем разбираюсь. Могут произойти совершенно непредсказуемые вещи. И есть еще такая штука, которую я понял довольно быстро, что жители города – не твои подчиненные. Будучи руководителем компании, ты пригласил подчиненного, объяснил ему раз, другой, а третий уже можешь не объяснять, а сказать: счастливо, ты уволен. Так вот, сказать человеку, который бьет окна и рисует на фасадах, «ты уволен, давай за это поезжай живи в Тольятти», я не могу. Он не мой подчиненный. Более того, со временем приходит понимание того, что подчиненный его – это я. Серьезная происходит психологическая ломка. Кроме того, еще и прессинг достаточно серьезный. Первые полгода, когда тебе снятся покусанные граждане и свисающие над детскими колясками сосульки, – довольно напряженная история. Пока в этой шкуре не побывал, ощутить невозможно. Так же как человеку, который не прошел выборы, невозможно объяснить, что это такое. Муниципальная служба дает колоссальный опыт.
– То есть вы не жалеете, что пошли в свое время во власть?
– Наверное, сейчас я бы это решение не принял, но я не жалею, что его принял.