Так, как в последние месяцы, Самара не горела давно. Пылающие старинные особняки были приметой города в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Площадки под застройку часто освобождались сразу после того, как стоявшие на месте будущих многоэтажек деревянные домики и старинные каменные особняки пропадали в пожаре.
На прошлой неделе, 3 июля, на ул. Венцека в районе улиц Самарской и Ленинской вспыхнул деревянный дом. Пламя в считанные минуты перекинулось на соседние здания. В результате сгорело шесть домов по адресам: ул. Ленинская, 6/8, ул. Садовая, 5, ул. Садовая, 12. Более десяти семей лишились крыши над головой. Причины пожара пока не установлены.
«За день до пожара приходили какие-то странные люди, фотографировали наши дома, - рассказывает погорелец Эдуард Чижов. - После пожара - снова снимали. На вопрос: «Кто вы такие?» отвечали: «Придет время - узнаете». В понедельник замеры проводили. КамАЗ у них не проходит, один дом мешает. Его, может, тоже подожгут». Собеседник уверен, что площадку зачистили под застройку.
Чижов не собирается уезжать, чтобы не потерять право на недвижимость в центре города. Он говорит, жильцы готовы ставить палатки и митинговать. По словам погорельца, пострадавшие даже согласны восстановить жилье своими силами, но им не разрешают. Сам Чижов взломал дверь расселенного аварийного дома по соседству и пока что живет там.
Горит под носом администрации
На следующий день, 4 июля, в 50 метрах от администрации Самарского района вспыхнул дом на ул. Некрасовской, 35. Один человек получил отравление угарным газом. Погибших, по сообщению полиции, нет. На данный момент официальной информации о том, что послужило причиной обоих пожаров, нет. Совсем рядом, на ул. Некрасовской, 61, расположен доходный дом ЕгороваАндреева, который уже несколько лет стоит в руинированном виде, а чиновники – и в областном минкульте, и в горадминистрации – не могут дать внятного ответа на вопрос, когда будет отреставрирован данный объект и будет ли. У обывателя может даже сложиться впечатление, что здания по нечетной стороне на ул. Некрасовской целенаправленно уничтожаются для дальнейшей застройки. Впрочем, документальных доказательств этого нет и быть не может.
Жители соседних домов с погоревшим на Некрасовской домом рассказали, что в пострадавших зданиях было прописано очень много людей. Вероятно, сами пострадавшие ожидали переселения из ветхого жилья в новостройки. Ведь согласно действующему законодательству компания, планирующая застройку территории, должна расселять всех, кто проживает в здании под снос.
В администрации Самары сообщили, что в общей сложности пострадавшими на пожарах, о которых идет речь, признаны 65 человек. Впрочем, сейчас нет официального списка жильцов, которые были прописаны по указанным адресам. Более того, по сообщению департамента информации и аналитики администрации Самары, до сих пор не поступало заявлений от пострадавших в департамент управления имуществом на предоставление жилья из маневренного фонда.
По данным из открытых источников, департамент строительства и архитектуры Самары в марте 2014 года дал разрешение Самарскому областному фонду жилья и ипотеки на разработку проекта застройки Ленинского района на улицах Красноармейской, Галактионовской, Льва Толстого, Садовой и Рабочей общей площадью 18,27 га.
Питерский туман над Самарой
Проекты реформирования исторического центра готовились практически при всех мэрах Самары. Так, при Георгии Лиманском было установлено тесное сотрудничество с питерскими компаниями, которые якобы были аффилированы тогдашнему губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко.
При Викторе Тархове количество коммерческих пожаров резко снизилось. Наблюдатели связывают это в первую очередь с пристальным вниманием областных властей, которые тогда только и ждали повода для заведения против градоначальника и его подчиненных уголовных дел. Его вмешательство в градостроительную политику и будущее исторического центра выразилось в принятии Генерального плана Самары и Правил застройки и землепользования, которые подразумевали сохранение в качестве зоны исторической застройки ничтожно малую часть старого города. Впрочем, оба документа были отменены очень быстро, фактически не успев вступить в законную силу.
Новую стратегию развития исторического центра сегодня предлагает компания из северной столицы «Ленгипрогор». Предполагается, что значительная часть исторического центра будет перестроена.