Так и хочется произнести: большой футбол возвращается в Самару. Увы, в Самару через 23 года возвращается глубоко периферийный и до обидного средний футбол. Футбол первого дивизиона ФНЛ, вполне сопоставимый со второй советской лигой, из которой самарский клуб после распада СССР сразу попал в высшую российскую лигу.
Впрочем, никогда еще «Крыльями» не руководила такая колоритная бригада настоящих варягов с прямолинейно очаровательными и воинственно крестьянскими лицами, простых фламандских футбольных ремесленников, как будто сошедших на берег Волги со страниц «Легенды о Тиле Уленшпигеле» или с полотен малых голландцев. К Франку Веркотерену, герою мундиаля-86 в составе сборной Бельгии, примкнули два его старинных футбольных подельника - Жос Дарден и Барт Кауберх, успевшие поработать в бельгийских, голландских и украинских клубах. Именно им, абсолютно незнакомым со спецификой первого российского дивизиона и плохо себе представляющим, где находятся Южно-Сахалинск, Красноярск и Хабаровск, предстоит всего за один сезон возвращать разбившиеся «Крылья» в премьер-лигу.
«Запахло Барановским»
Многие наблюдатели, активные болельщики и политические интриганы ждали после провального прошлого сезона громких скандалов и публичных покаяний за содеянное. Однако после отставки генерального директора клуба Дениса Маслова, неформально назначенного главным козлом отпущения многочисленных грехов «Крыльев», в клубе не произошло ни одного по-настоящему резонансного события. На клубной базе без деклараций и собраний неожиданно отчетливо запахло бывшим президентом «Крыльев Советов» Александром Барановским, одиозным футбольным руководителем периода позднего правления Константина Титова. Заявленные министром спорта и председателем совета директоров Дмитрием Шляхтиным поиски на должность нового генерального директора опытного и авторитетного в стране менеджера завершились назначением на этот пост незаметного бывшего тренера женской команды ЦСК ВВС, приехавшего вместе с Барановским и Шляхтиным из Алма-Аты, Виталия Шашкова. Шашков - фигура совершенно не публичная и не лидерская. Его называли зиц-председателем Фунтом при Барановском, а позже и при всех других руководителях клуба. Он скромно значился во всех учредительных документах офшорных контор, которые напрямую или опосредованно владели ПФК «Крылья Советов» вплоть до внезапного появления адвоката Пашкова. Больше в структуре клуба и в составе его так называемых директоров никаких изменений не произошло. Даже отодвинутый от решения тактических и стратегических задач депутат губдумы Алексей Чигенев пока сохранил место одного из «директоров».
Банкир Игорь Поваров остался финансовым директором и президентом Фонда поддержки, на котором висят долговые «артяковские миллиарды», а экс-форвард Зураб Циклаури продолжит курировать ближайший резерв и осуществлять функции спортивного директора.
Можно считать, что тезис Николая Меркушкина о необходимости деполитизации Самарской губернии четче всего реализуется на «территории счастья», как называл все, происходящее вокруг «Крыльев», уехавший после провального сезона Денис Маслов. Теперь в механизме клуба нет самодостаточных фигур, гастрольных мессий или доморощенных идеологов-патриотов. В механизме должны работать обезличенные шестеренки и поршни, что для главной эмоциональной страсти областной столицы непривычно и странно. А принимать на себя неадекватную любовь и еще более неадекватную ненависть суждено теперь мужественному, но не понимающему ни бум-бум по-русски фламандскому харизматику Франку Веркотерену, отправившемуся в далекие края за приключениями и щедрым, по бельгийским меркам, заработком.
Покалечили – и лечат
Удивительно и то, что состав команды покинули всего восемь футболистов - Аджинджал, Павленко, Кабальеро, Воробьев, Амисулашвили, Верховцов, Форбс и Семшов. То есть бельгийскому штабу удалось пока удержать в команде и большинство россиян, и бразильцев Телеса и Надсона, и капризного гаитянина Режиналя Горо, и белорусов Веремко, Корниленко и Драгуна, и словака Яна Муху. Правда, некоторых легионеров просто не смогли подписать другие клубы, а за такую зарплату, какую, к примеру, Веремко и Корниленко назначили еще при Кобелеве, они готовы выступать даже в ФНЛ.
Трансферное окно будет открыто до конца лета. И все равно поразительно, что ни одного нового футболиста в составе самарцев к началу чемпионата так и не появилось. Поднимать «Крылья» предстоит тем же игрокам, которые их так больно и беспощадно уронили.
Невзрачные контрольные матчи, в том числе на германском сборе, в которых подопечные Веркотерена обыграли со счетом 1:0 красноярский «Енисей» и аутсайдера второго бельгийского дивизиона «Уайт Стар» и сыграли вничью, 1:1, с софийским ЦСКА, не говорят ровным счетом ничего. Ясно лишь одно: в первом дивизионе у «Крыльев», чей годовой бюджет составит порядка 700 млн рублей, будут, по сути, всего два реальных конкурента - махачкалинский «Анжи» и «Томь». Все остальные клубы, явно уступающие фаворитам по финансированию и составу, займутся решением более локальных задач. Еще до старта первенства первая лига потеряла одного участника - из-за недостатка средств с соревнований снялся волгоградский «Ротор».
И все-таки футбол в Самаре остается острым и непосредственным переживанием. И даже в тени карнавального безумия на бразильских стадионах, где забиваются фантастические мячи, а от укуса Суареса блекнет феноменальный дриблинг Неймара, подавленные самарские болельщики все равно ждут не дождутся встречи со своими собственными кривоногими кумирами, так вероломно свалившимися в первый дивизион.