Банда «черных риелторов» предстанет перед судом

На протяжении нескольких лет в столице области группа мошенников обманывала людей и отбирала у них квартиры

1 августа в Самарском районном суде города Самары начнут рассматривать уголовное дело банды «черных риелторов». Они обвиняются в том, что с октября 2009 по декабрь 2013 года сумели обманом оформить и перепродать несколько десятков квартир на общую сумму в 90 млн рублей.

На протяжении нескольких лет в столице области группа мошенников обманывала людей и отбирала у них квартиры
Фото: morguefile.com

На скамье подсудимых 46 человек, 10 из них арестованы, остальные — под подписками о невыезде. Им вменяется 54 преступления, в том числе мошенничество, подделка документов, создание и участие в организованном преступном сообществе. Известно, что следствие на этом не закончено, а в сговоре с мошенниками были как сотрудники Росреестра, так и сотрудники правоохранительных органов.

Первая жертва

В сентябре 2009 года ко мне приехала дочь моей коллеги по работе Инна с подругой Юлей и сыном Денисом, мы поболтали, и они попросили сдать одну комнату Денису. Я согласилась и пустила его пожить за 4 тысячи рублей в месяц, — рассказывает одна из потерпевших, Татьяна М. — Примерно через месяц Инна с Юлей попросили мой паспорт, чтобы оформить договор аренды, я отдала, после чего под разными предлогами мне отказывались его возвращать. В феврале 2010-го я сказала, что если мне не отдадут паспорт, то я пойду в милицию. Денис к тому времени у меня больше не жил, мне объяснили, что он ушел в армию. Периодически ко мне приезжала подруга Инны и Юли Наташа, мы болтали, я пару раз упоминала, что плохо жить одной, и она предложила познакомить меня со своим дядей, который тоже одинок. Я согласилась, мы приехали в какую-то деревню, подъехали к частному дому, там было застолье, Наташа вышла в туалет и пропала вместе с ключами от квартиры и моим мобильником. Выходить из дома мне не давали, его хозяева, Люба и Андрей, запирали меня, когда куда-то уходили. Мне удалось связаться с местным участковым, он сказал, что я нахожусь в деревне Скрипино Ульяновской области, и обещал мне помочь. После этого я попала в Самару, где узнала, что мою квартиру уже трижды перепродали, и в апреле 2010 года я написала заявление в прокуратуру.

Татьяна оказалась одной из первых жертв мошенничества. Она была легкой добычей: на нее и вышли только потому, что узнали о ее пристрастии к выпивке и отсутствии близких родственников. Было несложно убедить ее отдать паспорт. И вскоре на руках у аферистов был его дубликат, но с фотографией Надежды Васильевой. 27 ноября по этому документу она оформила генеральную доверенность на имя Алексея Любишкина для продажи квартиры. По городу развесили объявления, дали рекламу в газеты, и вскоре нашелся покупатель, который выложил за «двушку» стоимостью 2,3 млн рублей всего 1,3 млн, договор купли-продажи заключили в декабре 2009 года.

Таких сделок было множество, жертвами становились одинокие люди, алкоголики и наркоманы. Организаторами большого числа афер следствие посчитало руководителя риелторского агентства ООО «Азбука жилья» Ирину Тюменцеву и юриста в сфере недвижимости Оксану Пименову, последняя в дело вступила предположительно в мае 2012 года. По данным следствия, в группу также входили как минимум три сотрудника Росреестра, которые предоставляли полную информацию об интересующих мошенников квартирах и регистрировали сделки в присутствии подставных лиц по липовым документам или даже вовсе без участия хозяев объектов недвижимости.

В итоге организованное преступное сообщество работало как часы: его участники четко играли свои роли: кто-то подыскивал жертв, другие изготавливали поддельные документы (эти «умельцы» так и не найдены), третьи занимались покупателями, четвертые оформляли необходимые бумаги и, наконец, отдельная ниша отводилась тем, кто спаивал жертв, организовывал их вывоз в деревни Самарской и Ульяновской областей и обеспечивал их отсутствие на несколько месяцев.

При этом сделки заключались как без ведома хозяев квартир, так и от имени их умерших родственников, редко — через открытое принуждение и угрозы. Есть в деле и эпизод с убийством собственника. Был ли он единственным, пока до конца не ясно.

«Двушка» в центре

Жертвой особо тяжкого преступления стала Валентина Ивановна, вдова полковника ВВС, владевшая лакомым кусочком — «двушкой» в центре Самары на проспекте Ленина.

После трагической смерти двух детей и мужа женщина начала выпивать. Близких родственников у нее не наблюдалось, остановить ее было некому. Периодически она созванивалась со своей племянницей, а в 2013 году, когда ей «стукнуло» 63 года, пенсионерка решила приватизировать свою квартиру и завещать ее единственному родному человеку. Так она и попала в руки мошенников.

— Летом 2013 года мне позвонила моя знакомая Наталья Шишова и попросила посидеть с больной женщиной, которой был необходим уход. Я согласилась, мне оставляли деньги на продукты и выпивку, — рассказывала следователям одна из подозреваемых, Евгения Чубай. — Когда я поняла, что это обман и никто Валентине Ивановне на самом деле не нужен, я хотела ухать, но мне нужны были деньги, и я осталась. Однажды мы с ней гуляли, подъехала машина с нашими знакомыми, Вичкановыми Людой и Лешей, а также с Андреем Баклановым, они дали ей пива, бабушка заснула, после этого нас с ней отвезли вместе в Сызрань. Там ее поселили на съемную квартиру, где за ней попеременно присматривали то я, то Алексей Вичканов. Последний много пил вместе с Валентиной Ивановной и вел себя агрессивно. От бабушки прятали обувь, чтобы она не могла сбежать. 31 июля 2013 года с утра я поставила чайник, зашла в зал, где она спала, и увидела, что Леша душит ее руками через одеяло. Я попыталась его оттащить, но он сильно оттолкнул меня, я врезалась в шкаф, после чего убежала на улицу и вызвала полицию.

На суде, где рассматривалось дело об убийстве, Алексей Вичканов уверял, что причиной всему была бытовая ссора: летом 2013-го он просто ушел в запой. Незнакомая женщина пригласила его к себе в квартиру, где они пили несколько дней, а 31 июля он поссорился с Валентиной Ивановной, она попыталась ударить его бутылкой по голове, но дотянулась лишь до плеча. За это он ее чуть позже, напившись, и задушил.

Интересно, что, став фигурантом уголовного дела о мошенничестве, он запел по-другому.

— Моя жена Людмила попросила меня посидеть с бабушкой. С ней надо было пить, чтобы она постоянно была нетрезвой. Убийство произошло на бытовой почве, на самом деле я никого не охранял и силой не удерживал, денег от продажи квартир, конечно, тоже не получал, — заявил он.

Между тем, по версии следствия, это было не так, и Алексей Вичканов принимал активное участие в четырех эпизодах мошенничества, за что и оказался на скамье подсудимых вновь.

За убийство Валентины Ивановной Сызранский городской суд 6 июня 2014 года назначил ему 7,5 года строгого режима. За участие в масштабной афере с квартирами ему светит еще десяток лет колонии.

Что касается «двушки» в центре Самары, принадлежавшей Валентине Ивановне, то ее продали по настоящему паспорту пенсионерки. Мошенникам удалось найти женщину, очень похожую на нее, кого — следователи так и не смогли установить. С паспортом настоящей хозяйки квартиры она пришла к нотариусу, оформила генеральную доверенность на участников преступного сообщества, после чего жилье продали за 2,6 млн рублей.

Интересно, что после исчезновения пенсионерки ее соседи, что называется, били во все колокола, но никто не заинтересовался ни фактом ее пропажи, ни быстрой продажей квартиры. Первые владельцы, поговорив с соседями, быстро избавились от недвижимости, поняв, что дело пахнет уголовщиной. Новые хозяева сделали там ремонт и никуда съезжать, по всей видимости, не собираются, даже зная, что ради нее была убита женщина.

Департамент как потерпевший

Между тем потерпевшим по этому эпизоду признали департамент управления имуществом города Самары, так как фактически документы на приватизацию были оформлены обманным путем. Однако в собственность муниципалитета квартира до сих пор не истребована.

Адвокаты подсудимых от комментариев пока осторожно отказываются, упоминая лишь, что часть из них вину свою признает. Рассмотрение объемного дела, которое насчитывает 180 томов, плюс 26 томов обвинительного заключения, начнется 1 августа. Сколько оно продлится, сказать сложно, но специалисты прогнозируют, что более одного года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру