Деньги канули в Волгу?

Сотни миллионов из бюджета могли быть растрачены из-за планов по переносу речпорта

 Самарский речной порт, который вот уже несколько лет периодически грозятся перенести неизвестно куда, снова обещали не трогать. Новость эта ободрила и речников, и градостроителей, которые критиковали идею убрать действующее предприятие и организовать на его месте «парковую зону». Вот только на этой концепции уже было разработано шесть строительных проектов общей стоимостью более 230 млн рублей, которые теперь нужно будет переделывать или создавать другие, расходуя на это новые миллионы. Зачем чиновники тратили бюджетные деньги на территорию, с судьбой которой не определились? Этот вопрос повисает в воздухе.

Сотни миллионов из бюджета могли быть растрачены из-за планов по переносу речпорта
Рядом с подъемными кранами на стрелке рек чиновники задумали построить новый загс. Правда, теперь его проект придется корректировать.

 Переносить – не переносить

Самарский речной порт, расположенный на стрелке рек Волги и Самары, задумали перенести еще несколько лет назад, когда на его месте планировали построить стадион к чемпионату мира по футболу. Эта идея вызывала массу критики со стороны речников и архитекторов. Они говорили, что строительство на затапливаемой стрелке будет очень дорогостоящим, небезопасным и разрушительным для исторического облика Самары. Градостроители вздохнули свободно, когда с приходом Николая Меркушкина от этой идеи отказались, а стадион перенесли в район Радиоцентра. Однако расслабляться было рано: у нового губернатора оказалось собственное видение развития стрелки рек и вообще исторической части города. Он задумал «модернизировать» старую Самару, а на месте речного порта разбить «тематический парк» с загсом и конгресс-холлом. Речной порт для этого снова предложили снести.

В начале 2014 года министр имущественных отношений Юлия Степнова заявляла, что предприятие начнут демонтировать уже в этом году. Однако спустя несколько месяцев власти как будто засомневались в этом плане. В начале лета Николай Меркушкин, выступая перед журналистами, сказал, что речной порт нужен городу и области, в том числе и в связи с грядущими строительными проектами. Поэтому чиновники пересматривают идею о его переносе, и в текущем году порт никто трогать не будет.

Скептики расценили это сообщение губернатора как предвыборную игру – успокоить разволновавшуюся общественность и сотрудников речного порта, чтобы не настраивать их против себя. Эта версия подтверждалась и тем фактом, что вскоре после заявления региональные власти разыграли сразу несколько проектных госконтрактов на территорию стрелки, в которых было заложено, что на месте порта разобьют парк.

Так, в конкурсной документации на разработку проекта благоустройства исторического центра Самары сказано, что проект должен включать создание на стрелке рек парковой зоны площадью 21,5 га. А разыгранный в тот же период контракт на берегоукрепление Волги и Самары в районе стрелки должен предусмотреть размещение там трехуровневой набережной, причем включающей и причальную стенку речного порта.

Свадьбы у подъемных кранов

Однако недавно заместитель регионального министра строительства Анатолий Баранников заявил, что порт все-таки решено не переносить. Он рассказал, что в настоящее время рассматривается вариант лишь частичного освобождения территории предприятия, а именно отвала песка, где разместится Дворец бракосочетания. Само же предприятие останется работать на прежнем месте. Экс-заместитель руководителя ОАО «Самарский речной порт» Владимир Квартальнов рассказал «МК в Самаре», что еще в начале осени от имени ветеранов порта написал письмо в администрацию губернатора, в котором просил сохранить предприятие на его нынешнем месте. Из «Белого дома» речнику ответили, что не собираются переносить порт, а лишь благоустроят территорию вокруг него. Квартальнов уверен, что порт важен для города, и он должен остаться на прежнем месте.

«Понятно, что порт нужно облагородить, чтобы он с Волги красиво смотрелся, не портил пейзаж. Но у самого порта на это денег нет. В это должны вложиться бюджетные средства, - говорит Квартальнов. - Порт нужно сохранить, потому что Волга должна заработать, и массовые грузы пойдут по воде, а не в фурах, которые перегрузили дороги».

Он, впрочем, без оваций встретил новость о строительстве загса на территории предприятия. В первую очередь потому, что это будет неудобно для горожан. «Загс на выселках – это не очень хорошая идея. Он должен быть в центре города, а не на отшибе», - считает Квартальнов.

С этим согласился председатель Центрально-Западно-Сибирской территориальной организации Российского профсоюза моряков Вячеслав Анохин. Он также отметил, что отгрузка песка происходит как раз в том месте, где река Самара сливается с Волгой. И чтобы попасть в загс, людям придется проезжать через территорию промышленного предприятия, что не только неудобно, но может быть и небезопасно. Он также против ликвидации отвалов песка, поскольку это основной строительный материал.

«Я не знаю, о чем думали чиновники, когда принимали такое решение. Нельзя командовать на реке, не зная ее, не имея опыта и образования в этом профиле», - возмущается Анохин.

После долгих раздумий Баранников решил оставить речпорт на месте.

Очередь за господрядами

Эксперты-градостроители задаются вопросом, как новые планы властей будут сочетаться с озвученной ранее задумкой «модернизировать» историческую часть города и построить на территории стрелки новые объекты. Все они концептуально были построены вокруг идеи превращения промышленной зоны порта в развлекательную. Причем на разработку этих проектов власти уже потратили более 230 млн рублей.

Напомним, осенью 2013 года регион разыграл госконтракт на разработку проекта планировки и межевания территории стрелки. Конкурс выиграло ООО «Институт «Ленинградский институт проектирования городов» из Санкт-Петербурга, запросив за свою работу 39,8 млн рублей. Впрочем, конкурсом это было лишь с формальной точки зрения. Презентуя общественности проект планировки территории (ППТ), директор ООО Юрий Перелыгин, который был советником губернатора по градостроительству, практически признался, что конкурс был прописан под проект его компании.

Именно «Ленгипрогор» предусмотрел демонтаж речного порта и строительство на его месте парковой зоны с загсом и конгресс-холлом. А также строительство на месте возникновения города торгового центра с издевательским по отношению к его истории названием «Старая крепость» и застройку прибрежной линии Волги и Самары жилыми домами до 16 этажей.

Экс-главный архитектор Самары Виталий Стадников считает, что этот проект не соответствовал ни генеральному плану города, ни Правилам застройки и землепользования. Однако теперь документ, утвержденный региональным правительством, позволит выдавать разрешения на строительство вопреки городским планировочным нормативам.

В 2014 году санкт-петербургская компания получила еще два контракта в Самаре – на проектирование того самого загса, на что было выделено 10,5 млн рублей, и на разработку ППТ следующего участка старой Самары – от Хлебной площади до Ленинградской, также на 10,5 млн рублей. Еще одна питерская компания, успевшая нажиться на ниве самарских господрядов, - ООО «ГеоСпецСтрой». Фирма получила госконтракт стоимостью 63,3 млн рублей за проект благоустройства территории стрелки и еще один – на 25,6 млн – за проект берегоукрепления.

Самый дорогостоящий контракт по стрелке, на 83 млн рублей, выиграло ООО «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт «Севзапинжтехнология». Примечательно, что и эта компания также зарегистрирована в Санкт-Петербурге, а ее генеральный директор, как и Юрий Перелыгин, входит в градостроительный совет при Николае Меркушкине.

Таким образом, в Санкт-Петербург из самарского бюджета утекут 232,7 млн рублей. Причем теперь, после того как власти изменили свой взгляд на развитие стрелки, многомиллионные траты вызывают только недоумение. С учетом того, что Самарский речной порт сохранил место своей дислокации, все эти проекты придется корректировать или даже закидывать на дальнюю полку, ведь такой объект, как грузовой порт, является своеобразной градостроительной доминантой.

Финансы ушли

Виталий Стадников считает, что теперь все проекты, завязанные на стрелке рек, необходимо будет переделывать. Если, конечно, власти действительно собираются их реализовывать. «Эти проекты должны были разрабатываться в рамках предваряющих проектов планировки. Чтобы их реализовать, понадобится серьезная корректировка этих планов – это еще бюджетные деньги, причем примерно в таких же масштабах. Это, по сути, новая работа», - считает Стадников.

Однако он сомневается, что данная работа будет проведена. Между тем Юрий Перелыгин, по данным Стадникова, ушел с поста советника губернатора, повторив свой опыт в других регионах.

«Как только оказывалось, что проекты, разработанные под его патронажем, не реализуемы, а деньги получены и израсходованы, этот человек пропадал, - рассказал архитектор. - Цель всех этих проектов – освоить деньги и обеспечить интересы собственников крупных земельных участков на территории стрелки. И то, как ситуация развивается, прямое тому доказательство».

Вячеслав Анохин также уверен, что проекты принимались в интересах крупных землевладельцев, которым безразлична судьба порта и исторического центра Самары. Их цель – выгодно продать свои участки.

Мнение экспертов

Владимир Квартальнов, экс-заместитель руководителя ОАО «Самарский речной порт»:

«Порт должен находиться на стрелке рек, чтобы обслуживать город. Он обеспечивает строительными материалами: песком, щебенкой и др. В городе возводят мосты, дороги. Убрав порт, мы создадим трудности в строительной индустрии. Понятно, что порт следует облагородить, чтобы он с Волги красиво смотрелся, не портил пейзаж. И территорию вокруг порта нужно благоустроить. Но не надо возводить там многоэтажки, ведь именно они и портят вид на город с Волги. Нужно строить, сообразуясь с рельефом, с исторической застройкой».

Вячеслав Анохин, председатель Центрально-Западно-Сибирской территориальной организации Российского профсоюза моряков:

«Порт должен быть оставлен и реконструирован с учетом новых реалий. Это будет гораздо дешевле, чем переносить его. На это потребуются огромные средства, а в итоге он просто будет ликвидирован. Нагрузка на порт только увеличится, потому что в регионе реализуются строительные проекты. И отвал песка должен сохраниться, поскольку он один из самых главных строительных материалов, ведь без песка ничего не сделать».

Виталий Стадников, экс-главный архитектор Самары:

«Первый проект на стрелке был по размещению стадиона. На это были выкинуты миллионы из бюджета. Дальше шел проект планировки г-на Перелыгина – еще 40 млн выброшенных денег. Причем его проект не соответствовал ни генеральному плану, ни правилам землепользования. Потом предлагались другие проекты. Они, разумеется, должны были разрабатываться в рамках предваряющих проектов планировки. Корректировка этих планов – это еще бюджетные деньги, причем примерно в таких же масштабах. Это, по сути, новая работа. С моей точки зрения, чиновники просто расходовали бюджетные средства на проекты, которые не будут реализованы».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру