Правозащитник Людмила Кузьмина о сладости порядка

 Больше всего беспорядка, как известно, создает тот, кто наводит порядок. А страшнее дурака только дурак с инициативой. В России, как стране с непредсказуемым прошлым, настоящим и тем более будущим, это особенно хорошо видно на примере бесконечных, бессмысленных, беспощадных и бесплодных попыток навести порядок.

 

Правозащитник Людмила Кузьмина о сладости порядка

 В детстве родители чаще говорили моему поколению не «собери игрушки», а «наведи порядок, почему все разбросано?». Октябрятами и пионерами мы «наводили порядок»: собирали мусор, макулатуру, и тащили все это в утиль. Сейчас в стране, победившей фашизм, коммунизм, социализм, либерализм и здравый смысл, каждую весну у наших «кормчих» случается обострение: как неизбежность наступают субботники. «Порядок в голове – порядок в городе!» - учат они нас. Но порядка в городе, губернии и стране не наблюдается. Одни субботники. Но это, увы, не парадокс, а закономерность.

Писатель Генри Миллер давно объяснил этот казус: «Не надо приводить мир в порядок, он был в порядке изначально. Нам надо лишь привести себя в согласие с этим порядком».

Но мы, как под гипнозом, «слышим и слушаем» эти пустые мантры и, пребывая в бесконечности сменяющихся событий, пытаясь справиться каждый день с новым миром, множеством мыслей о происходящем вокруг, говорим себе внутренним голосом: «Все! Надо сначала навести порядок в голове».

И вот нам спускают: очередного губернатора, мэра, нанотехнологии, подъем сельского хозяйства, Крым, импортозамещенную гречку и общественное, как будто наше собственное, мнение.

А человек, который теперь уже не «имеет права», а «должен» пойти на выборы и отдать с концами свой голос, как последний аргумент говорит: «Ладно, пойду! Может, хоть этот наведет порядок». Но и «этот» не знает, как наводить такой вожделенный и сладкий порядок.

Зато мы-то с вами знаем. Порядок – это когда сытно и не надо задумываться, когда тепло, светло и мухи не кусают, а еще когда нефть $120, Турция так близко, а Крым – наш. И, главное, никаких санкций.

Но мир изменчив, а человек не успевает, и беспокойство от новизны хочется остановить, дать себе передышку. Тогда и возникает спасительное, не требующее мыслительных усилий: навести порядок! То есть побыть в предсказуемом, в ожидаемом тобой, порожденном твоей фантазией и способом мышления мире. В немного липком, но таком сладком порядке.

Что еще мы знаем о нем? Мы же не раз слышали: чтобы навести порядок, нужна реальная сила и действенная власть. А еще: «наводить порядок в стране - значит укреплять власть, чтобы не дать выйти ситуации из-под контроля». Или вот: «экстремисты призывают к свержению существующего в стране порядка». И конечно же: «после отмены демократических прав и свобод в стране установился более жестокий порядок».

В бытовом, обыденном понимании с вопросом все понятно: поддерживать порядок - значит возвращать предметы, мысли в то состояние, которое и родило порядок. А вот что такое навести порядок в стране, в городе, в экономике?

Новая власть большевиков, пришедшая в России после октября 1917 года, объявила о наведении порядка. Учредили карательные отряды ВЧК-ОГПУ и законодательно установили правомерными расстрелы всех сословий: военных, дворян, священников, писателей, артистов, рабочих, крестьян. Все ради порядка.

Почти в это же время анархисты провозглашали: равновесное состояние общества определяется по Прудону: «Анархия – мать порядка». Но власти было не до прудонов.

Навечно укрепившаяся власть КПСС, взявшаяся строить новый Эдем бесклассового общества, была одержима установлением порядка: на производстве, в личной жизни, в живописи и кино. Сам генсек Хрущев громил выставки художников, призывая к порядку. Но производство от порядка не росло, хлеб стали закупать, кукуруза колосилась и гнила на полях, а художники… разъехались и стали самыми востребованными и дорогими за пределами этого «порядка». Другой генсек ради порядка и социалистической дисциплины «менял» «хулигана Буковского на Луиса Корвалана». А потом все накрылось.

«Порядок», разорвавший страну на клочки, перекочевал без повреждения во власть «встающей с колен» России: «регулируемый рынок», «сильная рука», «суверенная демократия».

Для укрепления порядка запрещены мат и непровластные митинги, неправильное кино и иностранные агенты, нетрадиционные сексуальные связи и негосударственные общественники. Ради наведения порядка в экономике душат страстно и до смерти в налоговых объятиях малый бизнес, а крупный «воспитывают» в лагерях.

Но укрепленного порядка не послушался асфальт и начал проваливаться на городских дорогах, горячие фонтаны теплотрасс высотой с пятиэтажный дом прорываются сквозь порядок и дисциплину. Упал рубль, и неожиданно среди порядка подорожал вражеский доллар.

Как-то само собой выходит, что порядок необходимо наводить там, где по какой-то причине все время существует беспорядок.

А автор «Маленького принца», наверное, мало что знавший про субботники, писал просто: «Жизнь творит порядок, но порядок не творит жизни».

У нас же запретами, твердой рукой и неиссякаемой инициативой непрерывно устанавливается Порядок. Как говорят оптимисты, поэтому его в России никогда и не будет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру