В поисках «дежурных» по кладбищу
Информация о новом фильме ужасов появилась в интернете на прошлой неделе. Идеей сделать хоррор загорелись ребята, участвовавшие до этого в съемках комедии «Только не они» студии Федора Бондарчука и драмы «Кожа» московского режиссера и писателя Владимира Козлова.
Теперь «фанаты» из местных взялись за создание своего кино. Они утверждают, что необходимая для съемок техника у них есть. Группу энтузиастов возглавил тольяттинец Аркадий Курносенко – он написал сценарий и выступает режиссером картины с рабочим названием «Дежурство на кладбище».
Это будет «молодежный фильм ужасов» из пяти новелл. Сюжет держится в секрете. Курносенко утверждает, что картина будет не про мертвецов: «Тема зомби изжила себя». Но представительница съемочной группы Ксения Елкина обещает: «Будет мистика. Будет страшно». Работая над сценарием, авторы картины вдохновлялись японскими хоррорами, интернет-историями и просто рассказами.
Создатели картины уже провели в тольяттинском арт-клубе «Кирпич» кастинг на съемки первой новеллы среди местных желающих мелькнуть в кадре. Сроки и место проведения съемок они не разглашают, вероятно, потому, что пока сами не знают точно.
Аркадий Курносенко сообщил «МК в Самаре», что ищет «дружественное кладбище». Он просит всех желающих помочь с поисками подходящей для картины усыпальницы.
Авторы фильма планируют привлечь отснятой первой новеллой инвесторов, чтобы создать еще четыре, но и на этом не думают останавливаться.
«У нас планы гораздо обширнее, чем разовый проект. Мы хотим, чтобы Тольятти и Самара были полноценными городами по кинопроизводству. Но пока об этом рано говорить, нужно привлечь заинтересованных людей, в первую очередь финансы...» - сообщил Курносенко.
Не случившееся признание Лавана
Аркадий ранее обращался к жанру слэшера (разновидность молодежного ужастика) и снимал семиминутный фильм «Последний код». В картине невнятно рассказывалось о том, как группа молодых людей приезжает в заброшенный дом за каким-то кодом, после чего их кухонным ножом добросовестно разделывает маньяк в плаще с надписью After dark.
Снимался этот ролик в поддержку одноименного кинофестиваля в тольяттинском кинотеатре. Из короткого фильма ясно, что Курносенко хорошо усвоил жанровые ходы, но, конечно, говорить о художественной ценности снятого невозможно.
А еще раньше режиссер продвигал в родном городе идею съемок киноальманаха «Тольятти, я люблю тебя» по аналогии с картинами «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» и подобными лентами, истории для которых снимали всемирно известные режиссеры (братья Коэн, Уэс Крэйвен, Фатих Акин и другие).
Сценарий Курносенко помогли написать творческие горожане, а сам он умудрился получить согласие сняться в картине у Дени Лавана – звезды фильмов известного французского режиссера Леоса Каракса. Лаван якобы был проездом в Тольятти. Но ни администрация города, куда обращался Курносенко, ни инвесторы тогда не откликнулись на предложение Аркадия, и Лаван не смог увековечить родной город режиссера на экране…
Теперь Аркадий поумерил «аппетит» и ограничился кино про кладбище, но поддержит ли его задумку кто-либо еще, кроме общественности, неясно. Остается надеяться, что к проекту подключатся не только инвесторы, но и профессионалы, иначе может получиться самопал, интересный скорее авторам, чем зрителю.
Дело в том, что любительское кино ужасов в Тольятти снималось и раньше. Отсчет в истории этого жанра здесь принято вести с фильма «Штырь», снятого в 2008–2009 годах. Назвать его любительским, правда, можно с большой натяжкой, учитывая масштаб фигур, создававших этот фильм.
Главные роли в «Штыре» играли известные драматурги, «новодрамовцы» Юрий Клавдиев (он же участник группы «Клад Яда», соавтор фильма Гай-Германики «Все умрут, а я останусь» и ее же сериала «Школа») и ныне покойный Вадим Леванов, чьи пьесы ставят театры России и зарубежья.
Остальные роли играли артисты Молодежного драмтеатра Тольятти, в подвалах которого по ночам и снимался фильм. За режиссуру, операторскую работу, звук и свет отвечал Юрий Рулев, тоже специалист в своей профессии. Над «Штырем» работали в промежутках между репетициями и сном артистов.
«Штырь» снимали в стиле черно-белых американских фильмов ужасов 1930-х годов. Сюжет фильма удивляет изощренностью авторского замысла.
Главный герой в исполнении Клавдиева, попав к рабочему котельной (Леванов), узнает о «заговоре» труб - «порождений зла» из другого измерения, которые пытаются захватить мир, высасывая из людей внутренности. Герой, разумеется, от открывшейся истины сходит с ума и становится «трубным служителем».
Актеры убедительно матерятся, мучают и убивают друг друга, режиссер оглушает зрителя заводскими звуками и, в общем, успешно вскрывает анатомию провинциального безумия.
«Штырь» задумывался как эксперимент в жанре и стал таковым, уплыв в пространство интернета, где его можно найти до сих пор. И если уж судить объективно, этот фильм с совершенно абсурдным сюжетом пока остается единственным приличным ужастиком, снятым в регионе.
Школьные опыты
Что же касается Самары, здесь мода на съемки фильмов ужасов появилась со Школы кино и анимации, которая открылась в 2009 году. Здешние кинематографисты помогают желающим обучиться основам создания фильма, от написания сценария до режиссуры, и дают им шанс снять кино своими силами. В числе прочего ребята иногда делают хорроры-короткометражки. Это либо ремейки и подражания известным фильмам, либо оригинальные истории.
Так, одна из работ выпускников представляет собой версию «Пятницы, 13-е» с наложенным звукорядом из оригинала и больше походит на стеб над классикой жанра. Лесные пейзажи Самарской области в кадре пугают мало, подростки в роли жертв маньяка смотрятся еще более глупо, чем в оригинале, сам же «маньяк» Джейсон Вурхис с тряпкой на голове и вовсе выглядит пародийно.
Другая короткометражка этой же Школы рассказывает о твари, живущей под ванной в квартире и питающейся жильцами. Страшного в этом и других фильмах Школы мало, зато много смешного: от игры актеров до образов «монстров».
Раньше эти фильмы авторы демонстрировали общественности и экспертам на кинофестивалях в Самаре. Но эксперты справедливо критиковали уровень снятых картин, а зрители не были в восторге от увиденного. Теперь фильмы ужасов этой Школы, если они еще снимаются, смотрят разве что сами авторы и их окружение.
Самой же помпезной и громкой хоррор-премьерой Самары последних лет стала лента «Черт» (2011). Ее четыре года снимала на самарской независимой студии «Полная Луна» команда во главе с Дмитрием Лещенко, который ранее создал фантастический сериал «Гаражные истории» и участвовал в самарском фестивале спонтанного кино «Белый квадрат».
Авторы заявили свое творение как «первый российский фильм про зомби» и положили в основу его сюжета фольклор Самарской области. История получилась понятной лишь отчасти: геологи ищут пропавших во время прокладки трассы под нефтепровод коллег и сами поодиночке теряются. Потом возвращаются в облике зомби и добивают оставшихся в живых.
Герои не столько веселят, сколько раздражают нелепыми диалогами и полукомичными ситуациями. Во второй же половине фильма смысл происходящего окончательно растворяется в кровавой мясорубке.
На нее смотреть было интереснее всего, потому что авторы не поскупились на качественный грим и спецэффекты. Их, кстати, создавал художник Руслан Юмагулов из студии «Муха» - автор спецэффектов к «Мастеру и Маргарите» Владимира Бортко и блокбастеру Вадима Шмелева «Код апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк.
«Чертовы» миллионы
«Черт» вышел в кинопрокатной 135-минутной версии и телеварианте из шести серий. Второй из них демонстрировался и в мультиплексе «Киномечта», но досмотреть до конца многочасовой треш с расчлененкой могли не все.
Интересно, что в фильме было около 50 зомби и мутантов, и 30 из них сыграл чиновник аппарата правительства Самарской области Евгений Шевырин, который просто сжился с ролью и рассказывал потом автору этих строк про то, что «зомби есть в каждом из нас».
Если ему приходилось подолгу носить грим, то другим участникам съемок в самарской глуши выпали испытания посерьезнее. Например, убегать от кабана или спасать партию закупленных для фильма черных кур от прожорливых лис. Со всеми этими сложностями на съемки «Черта» ушло порядка двух миллионов рублей. Причем сам режиссер считал его не фильмом ужасов, а «очень личной картиной» о своем геологическом прошлом.
После этого Лещенко решил завязать с ужасами, и в день премьеры фильма заявил, что дальше будет снимать антиутопию-боевик «Муравейник», где покажет, что будет с Самарой через 40 лет. Режиссер планировал начать съемки в 2012 году. Но про «Муравейник» до сих пор ничего не слышно.