«2.0» в пользу арта
Выставка «2.0», которая пройдет в «Виктории», будет включать работы 20 именитых художников, молодых и состоявшихся, периода 1990 – 2000-х. Палитра представленных объектов обширна: фотографии, видео и инсталляции.
Организаторы экспозиции, Московский музей современного искусства и Мультимедиа-арт-музей, сознательно выбрали именно два этих десятилетия, чтобы показать их контрастность и противоречия в восприятии известных авторов.
Задача выставки, утверждают организаторы проекта, - дать «представление об изменившейся современной истории России в интерпретации российских художников».
Если 1990-е стали для художников периодом сложных социальных перемен, которые немедленно и болезненно осмыслялись ими, то нулевые явились временем напряженного художественного поиска и ответа на новые вопросы, поставленные изменившейся реальностью постсоветского пространства.
1990-м годам в экспозиции посвящены произведения мастеров видеоарта - преподавателя Московской Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Ильи Коробкова и основателя арт-группы «Синие носы» Дмитрия Булныгина. В представленных на выставке работах они показывают советскую общность как примету давно ушедшей эпохи, ставшей утопией.
Период 1990-х также представляют травести-фотографии лауреата премии Кандинского-2007, солиста оркестра «Поп–механика» Владислава Мамышева-Монро (1969 – 2013).
Он существовал во множестве ипостасей - от актера, режиссера до перформансиста, примерял на себя образы известных исторических фигур, политиков и певцов, включая Наполеона Бонапарта и Владимира Путина, Мэрилин Монро и Аллу Пугачеву.
Различные его амплуа запечатлены на постановочных фото в стиле шелкографий Энди Уорхола. Его, в частности, можно будет увидеть на снимке в образе злой мачехи из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
В этом же разделе представлены арт-объекты Владимира Архипова. Он начинал как автор инсталляций, но в последнее время выступает в роли коллекционера всевозможных самодельных предметов, которые ищет с 1990-х годов по всему миру. Собрание этих объектов потом легло в основу архиповского так называемого «Музея самодельной бытовой вещи». Наиболее интересные его экспонаты привезут на выставку.
Помимо того, экспозиция будет включать снимки Москвы периода 1990-х Игоря Мухина - известного художника, ставшего в 2003 году фотографом года по версии Rambler.
Технически иначе на выставке будут представлены работы авторов нулевых годов, которые уже плотно работают с медиа и осмысляют разнообразные технологические феномены.
Например, группа Electroboutique, в которую входят Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, чьи арт-объекты выполнены в научно-фантастическом стиле, размышляет в своем творчестве над тупиком, в котором оказалось человечество с наступлением эпохи технологий.
В экспозицию в числе прочих включена одна из их работ под названием 3G International. Она представляет собой iPhone в виде башни Татлина и, подобно ей, символизирует несбывшуюся мечту нашего поколения о будущем.
Как убедятся гости выставки, с не меньшей иронией об обществе нулевых высказывается Сергей Шеховцов, работающий со скульптурой из поролона и рефлексирующий по поводу культуры зрелищ и «магии кино». На «2.0» привезут его изваяние «Мотоциклист» (2008), побывавшее на Венецианской биеннале.
Прототипом героя скульптуры, пробивающего кирпичную стену и висящего над землей, послужил персонаж Денниса Хоппера из его же ленты «Беспечный ездок» (1969). Шеховцов словно оживляет кадр из фильма, побуждая зрителя задуматься над свободой в современном мире, к которой отчаянно стремился, но которую так и не обрел герой картины.
Среди прочих авторов на выставке можно увидеть работы борцов за изменение миропорядка из арт-группы «ЕлиКука», 29-летнего фотографа, исследователя гендерных проблем виртуальной реальности Ника Дегтярева, видеоарт Марины Алексеевой, анализирующей в своих работах повседневный опыт человека в различных ситуациях, например, во время посещения ванной или поездки в купе поезда, и многое другое.
Арт-объекты выставки, пожалуй, оставляют более положительные впечатления от современного искусства, чем его самарские аналоги. Выставка продлится до 7 декабря.
Реализм «без тормозов»
Второй интересный арт-проект, точнее, акцию, готовит Художественный музей: на новой «Ночи искусств» 3 ноября он обратит внимание своих гостей на реализм.
Акцию свяжут с именем Ильи Репина, 170-летие которого отмечается в этом году. С 20.00 3 ноября в мраморном зале музейщики будут проводить экскурсии по экспозиции Ильи Репина и его учеников «Репин: вовлеченный свидетель. К 170-летию со дня рождения художника» из коллекций Третьяковской галереи и самарского музея.
Параллельно можно будет посетить экскурсию по выставке другого реалиста, мастера портретной и пейзажной живописи Михаила Нестерова (1862–1942), для творчества которого оставалась извечно актуальной тема гармонии человека и природы.
Кроме того, будут открыты экспозиции «Коллекция Виктора Кузина: Пурыгин, Новокрещенов, Клецель» (она объединяет ключевые работы мастеров направления из Самары) и тольяттинского художественного объединения «Новый взгляд», где выставлены живопись и графика молодых продолжателей реалистических традиций.
Найдется место на вечере и для современных художников: каждый из них устроит перформанс «Как я понимаю реализм» и на глазах у зрителей сотворит новые арт-объекты с привязкой к академическому направлению. А клуб историко-бытового танца «Свита» покажет костюмированное представление и заодно обучит гостей танцам на старинный лад.
Все это будет происходить под инструментальную классическую музыку, а также романсы и арии из произведений классиков в исполнении солистов оперного театра.