Алексей Жирухин: «Терялись в лесу и бегали с велосипедами по грязи»

Самарец - о том, как выиграть Кубок веломарафонов России

 За три месяца Алексей Жирухин проехал девять веломарафонов (восемь основных этапов и один этап-кандидат) в Московской, Ивановской, Ярославской, Кировской, Челябинской, Самарской областях и в Краснодарском крае. В общей сложности он накатал 600 гоночных километров и занял первое место в Кубке веломарафонов страны. При этом активно велоспортом Алексей начал заниматься всего три года назад.

 

Самарец - о том, как выиграть Кубок веломарафонов России

 – Алексей, с чего началось твое увлечение велоспортом?

– Сколько себя помню, я всегда был на велосипеде. Увлечение передалось от отца, который также занимался этим видом спорта. Во втором классе он меня отвел в спортивную школу в секцию шоссейных гонок. Несколько лет занимался у тренера Александра Николаевича Комина – МСМК по шоссе. После того, как ушел из секции, не занимался велоспортом 15 лет. Потом закончил школу, университет и решил, что пришло время снова сесть за руль.

– Как возникла идея фикс проехать все девять веломарафонов страны? Это же не было обязательным условием (в зачет проходят только пять лучших по очкам)?

– Несколько гонок действительно не было необходимости проезжать, так как приносили слишком мало очков для моего рейтинга в Кубке, но они были нужны, чтобы выполнить звание мастера веломарафонов России, что я успешно и сделал.

Пятизвездочная трасса на Кавказе

– Как ты готовился к веломарафонам?

– После завершения прошлого сезона Кубка велосипедных марафонов России на пятом месте, в этом году я поставил себе цель оказаться в тройке лидеров. Учтя предыдущие ошибки, я заранее подготовил гоночный велосипед и за месяц до старта начал тренироваться. В этом году, помимо шоссейных тренировок, я добавил и тренировки на кросс-кантри, соотношение составляло примерно 80 на 20 процентов. Тренировался обычно вечером после рабочего дня на шоссе, уезжал в сторону Красной Глинки. За 1,5-2 часа накатывал 50-60 км, пока не потемнеет, чтобы успеть вернуться домой. По дорогам общего пользования ездить довольно опасно, в темное время суток еще больше. В дни, когда было времени побольше, привозил кантрийный велосипед на лыжную базу «Чайка» и наматывал круги там.

– Где была самая сложная гонка?

– В Краснодаре, называлась она Endurance (гонка на выносливость). Трасса проходила по Кавказским горам. По сложности в статистике Кубка этот этап получил пять звезд из пяти возможных: сложный рельеф, очень большой набор высот, много технических участков, броды горных рек. Стоит сказать, что первые 10 км круга из 30 км шел постоянный подъем с увеличивающимся градиентом.

Помимо того, это был единственный этап, где не повезло с погодой. Неделю до старта лили дожди, и лесные тропки развезло до «непроезжабельного» состояния, часть гонки пришлось бегать с велосипедом. На протяжении всего дня нас поливал холодный дождь, делая это испытание еще более сложным.

На первом круге из-за испорченной разметки я и еще 20 гонщиков потерялись в лесу, долго кружили и занимались ориентированием на местности, а в начале второго круга у меня не выдержал нагрузки и сломался задний переклюк (задний переключатель скоростей – «МК»). Оставшиеся 30 км я пользовался переключателем ведущей звезды, то есть всего двумя передачами. Хватило. Итоговое время гонки вышло около шести часов.

Алексей Жирухин тренировался перед марафоном после работы.

«И на фиг мне все это надо?!»

– И о чем думает спортсмен в такие моменты испытаний?

– Я думаю каждый раз: «И на фиг все это мне надо, лежал бы дома и смотрел телевизор!» Желание того, чтобы все это быстрее закончилось, мотивирует меня как можно скорее закончить дистанцию. А вообще, я вспоминаю слова Лэнса Армстронга, семикратного победителя гонки «Тур де Франс»: «Боль уходит: она может длиться минуту, час, даже год. Но рано или поздно она уйдет. А если я перестану бороться, это чувство останется со мной на всю жизнь». Эта цитата висит у меня дома над велосипедом.

- Ты участвовал на любительском уровне? Насколько это дорого? Не было желания перейти в профессиональный спорт?

- В данном Кубке участвуют как профессионалы, так и любители: и зачет у всех общий. Основное отличие профессионала от любителя в том, что у профессионалов гонки – это работа, и они за это получают деньги, а любители тут только тратят. Основные затраты в данном спорте – это велосипед, экипировка и расходные материалы. Стоимость спортивного велосипеда начинается от 100 тысяч рублей и уходит в бесконечность.

Основные затраты на соревнованиях – это проезд, проживание и стартовый взнос. Конечная стоимость одной гонки будет зависеть от дальности места старта, каким способом вы туда решите добираться и где жить. Лететь на самолете или ехать на поезде, жить в пятизвездочном отеле или в палатке – все зависит от ваших финансовых возможностей. По моим подсчетам, затраты на поездки вышли в районе 100 тысяч рублей.

«Собрал марафонцев вместе»

– Помимо мощной спортивной нагрузки, у тебя ведь есть еще и общественная.

– Да, я соорганизатор социально-некоммерческого проекта «Марафоны России и мира», который занимается продвижением здорового образа жизни, в частности, марафонского спорта, в том числе и в Самарской области. Мы являемся информационными партнерами всех марафонов, проходящих в Самаре и области, и помогаем увеличить число людей, посещающих такие события.

В Самарской области есть несколько марафонов, в которых можно принять участие.

Дело в том, что марафонцы - это люди, которые постоянно готовы ездить в города и страны для преодоления новых марафонов. Я собрал этих людей воедино и оповещаю их о новых событиях, проходящих как в России, так и за рубежом. Изначально этот проект и задумывался, чтобы создать единую информационную базу по марафонам, потому что такой просто не было.

– Какие марафоны в Самарской области можно пробежать?

– Тольяттинский лыжный марафон, веломарафон «Самарская Лука», тольяттинский легкоатлетический марафон, экологический марафон «Самарская Лука», экстремальный марафон «Хрящевка Challenge». Сейчас в этих акциях принимает участие несколько сотен человек, но мы хотим, чтобы их количество перевалило за тысячу, а потом – за несколько тысяч. Как на европейских марафонах.

– Останется ли при такой загрузке время на отдых?

– Конечно! Невозможно хорошо отработать сезон, если перед ним не удается качественно отдохнуть. Весной я для этого выделяю апрель, а осенью - октябрь. В межсезонье у меня всегда рассчитан отдых с легким ОФП – бег, плавание.

– Какие планы на эту зиму? Ты же еще занимаешься лыжными марафонами.

– Зимой в планах участие в Кубке области по лыжным гонкам среди любителей и проехать несколько лыжных марафонов в Самаре, Тольятти, Ярославле и Москве. Теперь есть желание выполнить квалификацию мастера лыжных марафонов России, а для этого необходимо пробежать 10 марафонов, проходящих в разных уголках нашей страны. Буду начинать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру