Прологом к фестивалю стал спектакль «Доктор. Первый год» Химкинского драматического театра «Наш дом» по рассказам Михаила Булгакова из цикла «Записки юного врача». Это последняя постановка театра, выросшего из студийного движения 1980-1990-х годов и получившего статус профессионального в 1996 году.
Сергей Метелкин в этом спектакле удачно выступает одновременно в нескольких ипостасях: исполнителя главной роли, режиссера, автора пьесы и сценографа.
Его герой, молодой неопытный медик, по назначению приезжает в деревню и, едва справившись с первым заданием (ампутацией ноги заболевшей девушки), встречается с рядом новых сложностей - от столкновения с голодными волками до деревенского невежества.
Декорации спектакля состоят только из пианино на платформе с колесиками. Оно стоит в центре сцены и в зависимости от происходящего превращается в повозку, тело оперируемого пациента или рабочий кабинет, в котором герой мучительно пытается пережить суровые будни медика в глухомани.
Метелкин точно передает абсурд происходящего и тонкую булгаковскую иронию, которую не удалось выразить даже Алексею Балабанову в «Морфии», снятом по мотивам этого же произведения. Для того чтобы выразить столь же кошмарную, сколь и смешную ситуацию своего героя, ему достаточно рассказа о первом годе молодого медика с тремя операциями – самыми сложными в его практике. Кстати, жанр спектакля Метелкин так и определил: «история в трех операциях».
А зритель, наблюдая за «успехами» врача на его поприще, не знает, смеяться ему или плакать, да и сложно определиться с отношением к трагикомическому рассказу о гибели души в дремучем захолустье. Жюри Фестиваля театров малых городов России он пришелся по душе: постановке присудили Гран-при как лучшему спектаклю малой формы.
Попутчики нашепчут пьесу
15 октября фестиваль продолжит постановка «Русская пьеса» молодого Театра Доктора Дапертутто из Пензы, которому 14 лет. Спектакль предполагает участие 54 зрителей, которые сидят на сцене вместе с четырьмя актерами. Один из них играет писателя, сочиняющего некую «русскую пьесу».
Истории для сюжета ему подбрасывают собеседники по купе, а также происшествия на станциях. Все они связаны с произведениями писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, на которых и основана постановка.
Поезд становится своеобразной машиной времени и перемещается из провинциальных городов 1870-х годов в Глупов XVIII века из «Истории одного города», а затем доезжает и до современности. Как убедится зритель, в ней тоже найдется немало предметов для сатиры.
16 октября в 18.30 Липецкий драмтеатр представит «Натали» по произведению Ивана Бунина. Спектакль создавался художественным руководителем театра Геннадием Балабаевым и московским режиссером по пластике Владимиром Беляйкиным, что интересно сказалось на художественном решении постановки.
История студента Виталия Мещерского (молодой актер Александр Малахов), который встретил главную любовь своей жизни Натали (Анна Борискина), а затем изменил ей с кузиной (Александра Воронцова) и всю оставшуюся жизнь убивался из-за этого, лишь в первой части содержит диалоги.
Во второй же половине представления акцент сделан на эмоционально сильных пластических и хореографических сценах, призванных выразить боль загубленной любви.
Теме этого же чувства будет посвящен следующий спектакль фестиваля - «Обыкновенное чудо» (17 октября, 18.30), самого молодого участника форума – Тамбовского молодежного театра. У себя на родине это учреждение является своеобразной творческой лабораторией для одержимой театром молодежи.
О любви и суициде
Кроме работы над постановками оно проводит в своем городе международный фестиваль молодежных театров «Виват, театр!». А спектакль «Обыкновенное чудо», который покажет театр на своей сцене, поставлен по знаменитой пьесе Евгения Шварца.
Ее сюжет хорошо знают телезрители по одноименному фильму Марка Захарова с Олегом Янковским, Александром Абдуловым и рядом других легенд советского кино. Тамбовцы не претендуют на то, чтобы сказать новое слово в работе над этим материалом, но лишь силами «молодой крови» желают вслед за драматургом снова воспеть «славу храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец».
К бунинским рассуждениям о потерянном счастье зрителя вернет московский театр «У Никитских ворот», который привезет в субботу, 18 октября, спектакль «Дело корнета Елагина» о любви актрисы и гусара - с суицидом в финале.
А поставит точку в фестивальном календаре 19 октября театр «С улицы Роз» из Молдовы. В 12.00 он представит лирическую комедию «Левушка». Авторы постановки предложат зрителям вспомнить детство вместе с главным героем (Вячеслав Азаровский) и его бабушками Розой (Людмила Колохина) и Дашей (Мария Мадан), которые научат их радоваться жизни.
А в 19.00 он покажет пушкинскую «Пиковую даму» в версии новодрамовца Николая Коляды под названием «Тройка, семерка, туз».