Бывшего омбудсмена проверят с пристрастием

В аппарат УПЧ пришли аудиторы

 Весьма необычно проходит проверка Счетной палаты в аппарате уполномоченного по правам человека в Самарской области, финансово-хозяйственная деятельность которого рассматривается за последние четыре года. Несмотря на то, что аудит инициировала экс-уполномоченный по правам человека Ирина Скупова, теперь в ее окружении опасаются, что результаты проверки могут быть использованы против самого бывшего омбудсмена, поскольку в ситуацию, возможно, вмешались родственные чувства. Зампредседателя Счетной палаты Константин Машков являлся мужем бывшего главного бухгалтера аппарата УПЧ, из-за выявленных недочетов в работе которой Скупова изначально и просила провести проверку бухгалтерии.

 

В аппарат УПЧ пришли аудиторы
Ирина Скупова не уверена в объективности проходящего аудита.

 Как уточнили «МК в Самаре» в Счетной палате Самарской области, проверка финансово-хозяйственной деятельности аппарата уполномоченного по правам человека (УПЧ) в Самарской области продолжится до 12 октября. При этом аудит начался еще 4 августа, следует из официального ответа проверяющего органа.

Как рассказала «МК в Самаре» Ирина Скупова, провести проверку она попросила еще в апреле. Соответствующее письмо было отправлено ею председателю Счетной палаты Антонине Зубковой. Поводом для такой просьбы стало предстоящее сложение полномочий и намерение передать преемнику всю документацию в надлежащем виде. Тем более что претензии к бухгалтеру были: то выявятся ошибки при начислении зарплаты, то неточности в оформлении документов, то декретницам не начислят пособия и т.д. И даже подписанный омбудсменом финансовый отчет за 2013 год был представлен бухгалтером Натальей Машковой в Счетную палату в марте этого года с опозданием – а это уже правонарушение, чего ранее в аппарате уполномоченного не допускали. Бухгалтеру предложили составить и держать на контроле график предоставления отчетности, на что она отреагировала самоуверенным «и так все знаю».

Непоколебимый счетовод

На работу в аппарат уполномоченного Наталья Машкова была рекомендована в 2012 году бывшим супругом Константином Машковым, когда предыдущий бухгалтер вышла на пенсию, и Ирина Скупова обратилась в кадровый резерв правительства области. Впоследствии Константин Машков стал заместителем председателя Счетной палаты. После этого, как рассказал «МК в Самаре» источник из аппарата УПЧ, Машкова стала открыто заявлять о том, что ее работу критиковать недопустимо. Выявленные прокуратурой Самарской области сведения об участии Машковой в коммерческой структуре в период работы в должности госслужащего ее также не смутили, хотя эти данные фигурировали в ЕГРЮЛ как за 2012-й, так и за 2013 год. Хотя ООО, директором которого числилась Машкова, и было неработающим, но противоречия между декларацией и фактом были налицо. И комиссия по урегулированию конфликта интересов с привлечением внешних юристов рекомендовала Ирине Скуповой уволить Машкову по статье «В связи с утратой доверия» из-за нарушения запретов, связанных с государственной гражданской службой. И если бы Скупова не исполнила решение комиссии, то рискнула бы подвергнуться досрочному сложению полномочий именно с аналогичной формулировкой, отвечая за своих подчиненных.

В преддверии увольнения бухгалтер Машкова принялась активно распечатывать и скачивать внутренние документы аппарата, включая рабочую переписку с экспертами и личные документы уполномоченного, в том числе не имеющие отношения к финансово-хозяйственной деятельности. Кому передавались эти документы, не содержащие никакой тайны, кроме персональных данных, и с какой целью, можно только догадываться.

Ирина Скупова отмечает, что установки руководителя Счетной палаты Антонины Зубковой внушают уважение своей объективностью и требованиями к сотрудникам избегать произвольных интерпретаций, опираясь только на факты. Между тем характер и направленность проверки свидетельствуют об обратном. Длящаяся уже третий месяц проверка то приостанавливается, то возобновляется. Одни и те же документы запрашиваются по нескольку раз. Очевидное затягивание привело к ситуации, когда должностные лица аппарата УПЧ сложили полномочия и не имеют возможности давать пояснения. Запрашиваются документы, не имеющие отношения к финансово-хозяйственной деятельности, включая материалы работы по жалобам, и относящиеся к периодам, выходящим за хронологические рамки проверки. За сутки предлагается изготовить и представить тысячи копий с пояснениями по десяткам вопросов, рассказали сотрудники аппарата. Указания по ходу проверки даются лично Константином Машковым, ему же отчитываются аудиторы.

Зампредседателя Счетной палаты области Константин Машков когда-то сам предложил бывшую супругу на пост бухгалтера омбудсмену.

«А давай ее подвесим!»

С таким подходом отнеслись проверяющие к работе приемной уполномоченного в Тольятти. Что стояло за этой странной фразой проверяющих, произнесенной в неофициальной беседе по поводу предстоящей проверки работы представителя омбудсмена в Тольятти Эллы Артеменко, неизвестно. При этом Артеменко восемь лет бессменно в любое время суток помогала людям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

«У нас было много проверок – и Счетной палаты, и Госфинконтроля. Но все проверяющие начинали с изучения правовых основ деятельности УПЧ и собеседований о ее особенностях, - говорит Скупова. - В этот раз инспекторы Счетной палаты примерно через две недели вспомнили о законе «Об уполномоченном по правам человека в Самарской области», и после этого в разговорах с сотрудниками аппарата участились обороты «ничего не понимаю» и «не превышаем ли мы полномочия?». Это все равно, как если бы наши сотрудники шли проверять учреждения ФСИН, не будучи знакомы с Уголовно-исполнительным кодексом. Об «объективности» проверки говорит тот факт, что в первый же день одна из инспекторов заявила, что бухгалтерию проверять вообще незачем, потому что там все автоматизировано, и программа 1 С считает все автоматически, поэтому никаких сбоев у бухгалтера быть не может. Не думаю, что аудиторы Счетной палаты не знакомы с политикой бюджетного учета».

В Счетной палате Самарской области, комментируя ситуацию, «МК в Самаре» заявили, что внешний государственный финансовый контроль «не ограничивается проверкой только финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта». «Также в ходе осуществления внешнего государственного финансового контроля проверяются вопросы, относящиеся к осуществлению деятельности объекта в целом, поскольку объективная оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств зависит от результатов деятельности проверяемого объекта», - говорится в ответе аудиторской палаты.

Также в СП сообщили, что руководителем проверки является аудитор Елена Кумановская, а не Константин Машков. При этом в аппарате УПЧ рассказали, что часть писем в рамках проверки приходит за подписью Машкова.

«МК в Самаре» будет следить за развитием событий. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру