Визит эксцентричных французов организовала компания «Альянс Франсез Самара» совместно с группой энтузиастов из вуза во главе с проректором Ефимом Вышкиным. Архитектор Венсан Солье и художник, дизайнер Филипп Жуйа в последнее время работают в тандеме, пытаясь создавать проекты на пересечении архитектуры и современного искусства.
Как рассказал Жуйа на одной из встреч, не первый год в России он занимается подобным. Ранее он разработал проект на основе приключенческого романа Жюля Верна «Михаил Строгов: курьер царя». В книге рассказывалось о курьере Строгове, который служит Александру II и едет в Иркутск, чтобы предупредить брата государя, местного губернатора, о заговоре и государственной измене.
Вдохновленный сюжетом, Жуйа придумал проект «По следам Михаила Строгова. Верста», в рамках его повторил маршрут героя и за три месяца проехал по семи городам России - от Москвы до Иркутска, оставив в каждом фантазии-инсталляции на эту тему.
Заплатки из «Лего»
Вернувшись «домой», Жуйа задумался над тем, как совместить искусство с архитектурой, и одним из первых его опытов была представленная на французском конкурсе модель современного города в виде арт-объектов из металлических «конструкций-зданий», забитых мусором.
Потом он решил переместить свою творческую лабораторию, и, прихватив вдохновенного теоретика Венсана Солье, направился в Россию. Принять их смогли три города. Самара шла второй после Владивостока перед Саратовом.
На главной лекции Солье долго философствовал о назначении архитектуры и витиевато обосновывал их с Жуйа концепцию.
Она основана на опыте европейской архитектуры XX века, а важными для нее работами среди современников были произведения швейцарского художника Феличе Варини и стрит-артистов: скандального китайца Ай Вэй Вэя, немца Яна Формана и галисийца Исаака Кордаля.
Каждый из этих авторов придумал свою «фишку», в которой удачно соединил архитектуру с искусством на злобу дня. Форман, например, заделывает трещины и выбоины домов «кирпичиками» из «Лего». А Кордаль украшает водосточные трубы, выбоины тротуарной плитки и стены зданий им же изготовленными скульптурками скрюченных заботами плешивых бизнесменов.
«Приехав сюда, я ни во Владивостоке, ни в Самаре не нашел чего-либо подобного», - с грустью констатировал Солье. Из разговора с ним и его напарником стало ясно, что теоретически в своем вопросе они подкованы хорошо, но воплощать свои идеи на практике то ли не могут, то ли не хотят.
Иностранцам не достучаться
Идеи о преобразовании самарского пространства, высказанные французами, были не новы. Многим иностранным экспертам, в отличие, почему-то, от самарских властей, очевидными кажутся одни и те же вещи. Например, Жуйа предложил заброшенные постройки типа элеватора преобразовать в культурные площадки: «При вложении некоторых финансовых средств они бы могли стать замечательными центрами современного искусства».
Также он отметил широту самарских улиц, которые можно было бы использовать для размещения разнообразных арт-объектов. Вообще, менять архитектурный облик Самары, по словам гостей, нужно, учитывая ее географическое положение и нахождение на одном берегу Волги.
«Индустриальный облик – особенность вашего города. В старой части Самары есть много таких построек, которые можно было бы преобразовать и поменять их лицо. Это могли быть новые площадки для прогулок и проведения времени. Нельзя отдавать эти здания частному капиталу, - уверен Солье. - Нужно соблюсти баланс между возможностями городских властей по преобразованию этих построек и тем, как их можно было бы использовать».
В следующие дни воркшопа они предложили студентам поразмышлять на эту тему и представить свои идеи. Неизвестно, оформятся ли задумки французов и местных архитекторов в полноценный проект. Но даже если он появится, есть основания думать, что вряд ли к опыту европейцев, выдвинувших здравые идеи преобразования Самары, прислушаются застройщики.