Беззащитные

Более 50 исторических зданий в центре города лишились охранного статуса

 Самара может потерять более полусотни старинных домов. Речь идет о 51 выявленном объекте культурного наследия, которые региональные власти отказались внести в Единый госреестр памятников истории и культуры. Все они находятся в зоне исторической застройки и теперь лишаются особого охранного статуса.

Более 50 исторических зданий в центре города лишились охранного статуса
Над усадьбой Зеленко уже возвышается 33-этажный дом.

 Об отказе о включении полусотни выявленных объектов культурного наследия в госреестр памятников истории культуры говорится в довольно свежем постановлении правительства области, которое было принято без лишнего шума. Среди непризнанных властями памятников есть здания, которые сохранились в хорошем состоянии и вполне могут быть подвергнуты реконструкции. Это целые комплексы исторической застройки на улицах Венцека, Галактионовская, Некрасовская, Фрунзе и других, которые являются предметом гордости для жителей Самары и туристического интереса для гостей города.

Архитекторы называют исторические здания на улице Фрунзе «главным ансамблем центральной части города», а лишение их охранного статуса – первым шагом к уничтожению уникальной застройки. Эксперты считают, что в этот список попали объекты, на территорию которых заглядываются застройщики и на которые уже есть проекты освоения.

В частности, здания на улице Галактионовской, как предполагается, лишают статуса «под проекты» Владимира Кошелева, в частности, под возведение отеля Hilton, и под строительство метро – чтобы проложить ветку через квартал в границах улиц Самарской, Вилоновской, Галактионовской и Ульяновской.

Усадьба Зеленко в тени «Трансгруза»

Также в этом списке оказался уникальный памятник эпохи модерна – усадьба Александра Зеленко, выдающегося московского архитектора и градостроителя, который некоторое время был городским архитектором Самары. Поблизости с этим ансамблем находится скандальная 33-этажная высотка ООО «Трансгруз», которое, по данным некоторых строителей, планирует расширять зону застройки с расчетом и на территорию исторического особняка. Об этом говорит и бывший депутат Самарской городской думы Алла Демина. Она напомнила, что и само это «здание-урод» построено на месте разрушенного объекта культурного наследия.

Впрочем, как рассказала «МК в Самаре» заведующая кафедрой реконструкции и реставрации архитектурного наследия СГАСУ Татьяна Вавилонская, речь идет не об основном здании усадьбы, которое уже находится в реестре региональных памятников, а о дворовых постройках, составляющих комплекс усадьбы. При этом архитектор считает, что было бы правильнее сохранить весь усадебный комплекс.

«Зеленко – это человек, который определял архитектуру модерна в нашем городе, и я бы, конечно, сохранила статус памятника за всей усадьбой. Потому что их в городе не так много, - поделилась Вавилонская. - Но нужно учитывать, что вокруг усадьбы уже находится современная многоэтажная застройка, поэтому значимость этих зданий должны оценивать эксперты».

Другие архитекторы считают, что необходимо сохранить статус памятника за всеми зданиями усадебного комплекса: если постройки вокруг усадьбы потеряют охранный статус и эта территория будет застроена, восприятие усадьбы полностью девальвируется, а из-за близкого строительства она и вовсе может быть разрушена.

«Есть проект застройки всего этого квартала многоэтажными домами. Под него и выводят эти памятники. Это можно назвать актом уничтожения», - сообщил «МК в Самаре» осведомленный источник в мэрии на условиях анонимности.

Вдоль Волги без старины

В числе лишенных охранного статуса объектов есть целые комплексы зданий. Например, ансамбль застройки Волжского проспекта, включающий 11 домов по нечетной стороне улицы, – от здания гостиницы «Волга» до Самарского спортивного лицея. Вавилонская рассказала «МК в Самаре», что помимо этих зданий вдоль Волги охранного статуса могут лишить и другие жилые дома сталинской эпохи. Это связано с многочисленными перепланировками, которые проводят в этих памятниках, все их жителям приходится согласовывать с региональным министерством культуры, и ведомство якобы не справляется с потоком обращений.

Впрочем, сама же архитектор отмечает, что для этих зданий можно определить предмет охраны культурного наследия - лепной декор или фасады. Тогда жильцы смогут менять планировку квартир без согласования с минкультом, и здание не лишится охранного статуса.

Памятники идут в город

Татьяна Вавилонская считает, что, лишая памятники охранного статуса, региональный минкульт подталкивает городские власти к тому, чтобы их внесли в списки муниципальных объектов культурного наследия.

Она рассказала, что в России было несколько волн инвентаризации культурного наследия, и «вновь выявленные объекты ставились на охрану под разными установками». В 90-х годах это были «практически все исторические здания», потому что власти рассчитывали, что чем больше исторического наследия в городе, тем больше федеральных денег выделят на его восстановление. В начале нового века уже стало понятно, что на абсолютное большинство памятников средств выделено не будет и списки нужно редактировать. В 2002 году был принят закон, согласно которому памятники делились на местные, региональные и федеральные. Тогда в списки памятников вносились объекты, которые должны были разделить на местный и региональный уровень. Однако в Самаре до сих пор так и не появилось подобных региональных списков.

«Поэтому министерство культуры Самарской области сейчас проводит экспертизы и определяет объекты статуса регионального памятника. Оно смотрит, тянет ли памятник на региональный уровень, - считает архитектор. – Объекты, которые не вошли в списки регионального наследия, должны рассмотреть в городской администрации и по ним составить список муниципальных памятников».

Председатель Самарского регионального отделения Союза архитекторов России Юрий Корякин также отмечает, что эти объекты должны взять на баланс городские власти. Впрочем, только после того, как местное экспертное сообщество – архитекторы, краеведы и культурологи – признает, что они ценны и их нужно сохранить.

«Это здания, которые представляют местный интерес и нужны местному сообществу, поэтому местное сообщество и должно нести за них ответственность, - рассуждает Корякин. - Когда эти объекты выявятся, нужно смотреть, что делать с ними дальше. Какие-то смогут отремонтировать хозяева, по каким-то нужно помочь из бюджета, на некоторые памятники придется приглашать инвестора на компромиссных условиях, чтобы и ему было интересно туда зайти, и городу».

Алла Демина возражает, что, когда шел процесс инвентаризации, объекты культурного наследия вносились в списки именно как региональные, однако минкульт не завершил процесс их оформления и не внес вовремя в государственный реестр памятников. Именно поэтому в Самаре периодически возникает путаница с числом утвержденных памятников, а здания, которые, как считалось, входят в госреестр, оказываются только выявленными, но не утвержденными объектами.

Она называет отговоркой позицию министерства, что эти здания должны стать муниципальными памятниками. Кроме того, Демина рассказала, что видела некоторые заключения экспертов, по которым эти объекты были лишены охранного статуса. По ее словам, рекомендация придать им муниципальный статус в заключениях содержится лишь по отношению к зданиям сталинской застройки.

«По зданиям в исторической части Самары там написано категорично, что они не могут претендовать на статус памятников, - рассказала политик. – Хотя изначально эксперты признавали за ними такое право. Получается, что город должен нести дополнительные затраты, проводить очередные экспертизы, а потом еще выяснять, почему один эксперт не признает здание объектом культурного наследия, а другой – признает».

Правды ищут в Москве

Кроме того, все эксперты сходятся на том, что город вряд ли возьмет на себя эти исторические здания и обеспечит им реальную охрану.

«Все великолепно понимают, что муниципалитет не собирается брать на баланс никакие памятники, никогда этим не занимался и в существующем тренде, с учетом Послания губернатора, никогда не будет этим заниматься», - рассуждает один из самарских архитекторов.

За защитой самарской исторической среды архитекторы и активисты планируют обратиться в Министерство культуры РФ. Общественная организация «Самара для людей» готовит письмо в федеральное ведомство с просьбой пересмотреть судьбу исторических зданий и сохранить за ними охранный статус. С 2008 по 2013 год список вновь выявленных объектов в Самарской области уже сократился с 1765 до 414, и общественники считают, что предварительно не проводились полноценные экспертизы. В 2013-2014 годах в государственном реестре памятников сократилось с 932 до 288 число самарских объектов регионального значения.

«Всем известно, что в Самаре не существует ни одного объекта муниципального значения и делопроизводство по этой части в городской администрации не налажено», - отмечают общественники в проекте письма. Они считают, что бездействие властей и регулярный вывод из списков памятников приводят не только к утрате исторической городской среды.

Демина отмечает, что, как только эти здания лишаются охранного статуса, они «тут же исчезают». И даже если город возьмет их на свой баланс, это достаточно длинная процедура, «а люди, которые заинтересованы в том, чтобы здание лишилось статуса, реагируют моментально и тут же уничтожают его».

ЦИТАТНИК

Алла Демина, бывший депутат Самарской городской думы:

 

«По зданиям в исторической части Самары в заключении, которое я видела, написано категорично, что они не могут претендовать на статус памятников. Хотя изначально эксперты признавали за ними такое право. Получается, что город должен нести дополнительные затраты, проводить очередные экспертизы, а потом еще выяснять, почему один эксперт не признает здание объектом культурного наследия, а другой – признает».

Юрий Корякин, председатель Самарского регионального отделения Союза архитекторов России:

 

«Это здания, которые представляют местный интерес и нужны местному сообществу, поэтому оно и должно нести за них ответственность. Когда эти объекты выявятся, нужно смотреть, что делать с ними дальше. Какие-то смогут отремонтировать хозяева, по каким-то нужно помочь из бюджета, на некоторые памятники придется приглашать инвестора на компромиссных условиях, чтобы и ему было интересно туда зайти, и городу».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру