Итальянский размах
Участок площадью 51 га в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, северо-восточной магистрали и левого берега реки Волги в Октябрьском районе Самары принадлежит структурам, близким холдингу «Волгопромгаз», бенефициаром которого является почетный гражданин города Владимир Аветисян.
Активы бывшего ЗИМа перешли к ним в 2007 году после банкротства предприятия. Однако собственником этой территории официально выступает ООО «Дельта-Строй».
Территория ЗИМа до этого долгие годы была заброшена. Собственники неоднократно говорили о ее застройке, причем эту землю одно время рассматривали в качестве претендента на стадион для чемпионата мира по футболу в 2018 году. Но в 2013-м хозяева решили создать жилой микрорайон с социальной инфраструктурой и коммерческой недвижимостью и объявили конкурс на проектирование застройки территории ЗИМа.
Тогда победил проект «Ривер-парк «Времена года» итальянской компании Vittorio Grassi Architetto and Partners. Согласно ему, землю оборонного предприятия отведут под жилой комплекс на 13 тыс. жителей общей площадью 520 тыс. кв. м. Причем застраивать территорию планировали в четыре этапа, начиная с обустройства сектора около набережной и продолжая строительство вверх к улице Ново‑Садовой.
Общественную зону авторы проекты планировали занять двумя детскими садами, парой школ, поликлиникой, спортзонами и торгово‑развлекательным центром площадью 154 тыс. кв. м.
Кроме того, речь шла об оборудовании прогулочного бульвара на набережной, транспортной развязки и подземных парковок. Стоимость строительства Аветисян оценил в «несколько десятков миллиардов рублей», а срок реализации проекта ограничил 15 годами максимум. Среди возможных застройщиков называлась ГК «Мортон».
Архитектурная абстракция
Проект планировки и межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, северо-восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе Самары озвучил на публичных слушаниях представитель ООО «Дельта-Строй» Андрей Макаров.
Ни схема проекта, ни рассказ докладчика не содержали подробностей о том, где именно и какие объекты «Ривер-парка «Времена года» будут размещаться. Когда же присутствовавшие на слушаниях местные жители стали задавать уточняющие вопросы, оказалось, что и у него представление о том, как впишется в городскую среду проект, весьма абстрактно.
Акцент оратор сделал на «социальной значимости» проекта, перечислив названные ранее объекты, причем вместо двух планировавшихся для строительства школ он назвал одну, рассчитанную на 1250 учеников – она разместится непосредственно на территории ЗИМа, и возле нее появится парковая зона. Что же касается детсадов, они смогут принять 350 детей.
«Здесь не просто строится какое-то типовое высотное многоэтажное жилье, как в других районах города. Инвесторы не ищут выгоду, но и строят, и помогают городу решить проблему нехватки садиков и школ, - заверил Макаров. - У нас теперь будет не только исторический, но и новый общественно-деловой, культурный, рекреационный микрорайон с развитым учебным кластером».
По его словам, землевладелец после утверждения проекта собирается передать находящийся на этой территории участок набережной в муниципальную собственность, после чего из бюджета города, области и федеральных источников будут выделены деньги на его благоустройство.
Сейчас собственник завершает разработку проекта пятой очереди набережной, и в следующем году начнется его реализация. Затем наступит черед шестой очереди, но сроки завершения работ Макаров не назвал. Также в настоящее время собственник с министерством транспорта решает вопрос об организации паромной переправы на улице Лейтенанта Шмидта к ЧМ-2018.
Присутствовавший на слушаниях исполняющий обязанности замруководителя департамента строительства и архитектуры Самары Сергей Шанов напомнил об одной важной для города части проекта: на проходящей через территорию бывшего завода улице Липецкой будет организована четырехполосная дорога с разделительной полосой по аналогии с улицей Солнечной.
Она якобы поможет в «разгрузке» транспортных «артерий» города. Дорога в проекте соединяется с транспортным узлом в Постниковом овраге, но как именно это будет осуществлено в действительности, непонятно.
Марш несогласных
Проект «Ривер-парк «Времена года» вызвал бурную реакцию среди жильцов домов, соседствующих с ЗИМом. Дело в том, что в этом районе на улице Лейтенанта Шмидта ГК «Град» уже ведет строительство высотки, и жители выражали свои опасения, что проект итальянцев станет его «безликой» копией.
Хотя, по словам Шанова, мэрия оповестила жильцов района о слушаниях, на них пришли всего 58 человек, причем они разделились на две группы. Представители первой сосредоточенно молчали и никак не проявляли себя, торопя выступавших поскорее закончить, чтобы проголосовать «за». Они составляли большую часть.
Представители второй группы, признавая важность строительства школы и садов, которых нет поблизости, по остальным вопросам спорили с собственником и мэрией. Одних волновало то, что многоэтажный новострой закроет вид из окон, другие предлагали к школе с детсадами достроить дворец спорта. Третьи опасались, что собственник не разберется с химическими последствиями деятельности ЗИМа.
«Здания будут высотой от пяти до 18 этажей, и если у вас этаж находится ниже, обзор будет закрыт. Все расстояния между домами будут выдержаны согласно всем СНиПам и СанПиНам (строительные нормы и правила и санитарные правила и нормы – «МК»), - парировал Макаров. - Мы делали отбор проб почвы, и по некоторым участкам на сегодняшний день получаем заключения санитарно-эпидемиологической службы. Там нужно будет срезать грунт».
Все предложения власть с собственником услышали, и хотя было много несогласных (37 – за, 19 – против), большинством голосов проект поддержали. По закону, физические и юридические лица вправе оспорить принятые на слушаниях решения, но расстроенные жильцы сообщили «МК в Самаре», что пока еще не знают, будут ли они опротестовывать проект.
Планировка из 70-х
По мнению экспертов «МК в Самаре», проект содержит массу ошибок и не учитывает архитектурной, культурной и экологической специфики места, поэтому нуждается как минимум в доработке.
«Проект в общих чертах принять можно, но то, что показано на эскизе застройки, настолько бездарно и беспомощно, что в жизнь это, конечно, пускать нельзя. Он никуда не годится в смысле функционального зонирования, - считает председатель Самарского регионального отделения Союза архитекторов России Юрий Корякин. - В проекте вообще не показана окружающая территория. По улице Липецкой пройдет дорога, но как и куда она выйдет? В Постниковом овраге сложный узел транспорта, и это совершенно не продумано и не показано на карте. Также непонятно все и с обустройством набережной». По словам Корякина, в застройке, предполагаемой проектом, содержатся планировочные приемы архитектуры 1970-х годов. «Это абсолютно не отвечает местоположению района на высоком берегу Волги, - уверен архитектор. - Понятно, что частник обладает большими правами, но мне кажется, что и городу надо использовать свое право не пускать халтуру на берег Волги».
Эколог, представитель областной общественной организации «Самарская Зеленая Лига» Маргарита Трофимова опасается, что последствия деятельности завода скажутся на местных жителях.
«Нельзя забывать, что ЗИМ – завод оборонного значения, - пояснила она. - Там были гальванические ванны, выпускалось множество цветных и тяжелых металлов, и, естественно, промышленная зона пропитана этой отравой. Собственники, скорее всего, не представили экспертизу почв окружающей среды. В них наверняка содержатся тяжелые металлы, марганец, ртуть или что-то еще. Как отразится это на наших детях, которые будут ходить в эту школу и садики, даже представить трудно».
Что же касается прокладки дороги по улице Липецкой, по мнению Трофимовой, это не решит проблемы с пробками. «Липецкая – достаточно короткая улица, - напомнила эколог. - Вот если бы они сделали скоростную трассу по проспекту Карла Маркса, тогда разгрузили бы дорогу».
«Мертвая зона»
Кандидат архитектуры, доцент Самарского государственного архитектурно-строительного университета Евгения Репина утверждает, что в случае реализации проекта город получит архитектурную «мертвую зону».
«В местном профессиональном сообществе есть убеждение, что эта территория – значимая для Самары, она могла бы стать общегородским центром. Отдавать ее под жилье, мягко говоря, не совсем точное решение».
В Самаре возводится «нечеловеческое количество жилых зданий низкого качества», уверяет архитектор. «Хотя их представляют как «элитное» жилье, на самом деле в городе его нет, - считает Репина. - А то, что есть, конфликтно по отношению к среде, в которой существует. Все понимают, что качество городской среды – ключевой фактор для привлечения творческих, активных, интеллектуальных, креативных и образованных людей. Например, профессорско-преподавательский состав живет в центре города. Этот класс чувствителен к среде, в которой он существует, потому что она его либо подпитывает и вдохновляет на подвиги, либо нет».
По подсчетам Репиной, около 95-98% ее выпускников уезжают из Самары, «потому что эта среда их не подпитывает и не обеспечивает работой».