Капремонт вскладчину

В Самарской области собираются выделять бюджетные средства на ремонт исторических зданий и замену лифтов в домах

Областные власти намерены изменить механизм финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Если сегодня оно осуществляется исключительно за счет собираемых с жильцов взносов, то со следующего года в качестве соинвестора будет выступать областной бюджет. Средства из него предполагается направлять на выполнение таких работ, профинансировать которые только за счет средств фонда проблематично ввиду их высокой затратности.

В Самарской области собираются выделять бюджетные средства на ремонт исторических зданий и замену лифтов в домах
Фото: m.asninfo.ru

Спасти и сохранить

Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области совместно с областным фондом капитального ремонта (ФКР) разработало проект постановления правительства, вносящий изменения в региональную программу государственной поддержки собственников жилья. В нее будет включена специальная подпрограмма на 2019-2024 годы, предусматривающая софинансирование из областного бюджета работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД) — памятников истории и культуры. Аналогичная схема предлагается и в части замены лифтов в МКД. Об этом рассказал заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области Сергей Ульянкин на состоявшемся в середине апреля заседании комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Самарской губернской Думы. По его словам, сегодня подпрограмма уже готова и проходит процедуру согласования в областном правительстве.

Ульянкин сообщил, что всего в области в капитальном ремонте и рестраврации нуждалось более 500 домов, отнесенных к объектам культурного наследия. 78 из них уже отремонтированы за счет бюджетных средств в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. И еще около 20 находятся в работе. Остается почти 400, какая судьба ожидает их?

— Поскольку к памятникам относятся старинные дома дореволюционной постройки, работы по их восстановлению являются дорогостоящими. Они ведутся с использованием реставрационных технологий. По сравнению с обычным МКД капитальный ремонт такого дома стоит в два-три раза дороже, — пояснил на заседании Ульянкин.

Между тем, их жители платят точно такие же взносы за капремонт, как и все остальные собственники жилья — порядка 6 руб. за кв.м. В случае ремонта «памятника» затраты на него покрываются из «общего котла».

— Поэтому работы по восстановлению этих зданий обычно откладываются на все более дальние сроки. Это общая для всех регионов проблема. И решается она только там, где на эти цели выделяются бюджетные средств в необходимых объемах — в Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, — сообщил Ульянкин.

Теперь таким же путем намерены пойти и в Самарской области.

— Мы внесли в нашу подпрограмму 200 домов, которые нужно отремонтировать в ближайшие три года. Таким образом мы сможем сохранить их как памятники культуры. В противном случае они просто развалятся. Остальные будут ремонтироваться позднее, в рамках той же программы или краткосрочного плана, — сказал замминистра энергетики и ЖКХ.

Движение по вертикали

Ситуация с заменой лифтов в МКД складывается аналогично. Это самая дорогая часть капитального ремонта. Собираемых с жителей средств не хватает, поэтому менять оборудование никто не торопится. Согласно приведенным Ульянкиным данным, всего в Самарской области 13 тыс. лифтов, расположенных в 3,5 тыс. многоквартирных домов. 6,5 тыс. из них ввиду истекшего срока эксплуатации нуждаются в модернизации либо замене.

По словам замминистра, в рамках подпрограммы  с привлечением бюджетных средств предполагается ремонтировать или менять примерно 300 лифтов ежегодно.

Заместитель председателя профильного комитета Михаил Маряхин поинтересовался, по каким критериям будет определяться, каким именно лифтам требуется замена.

— Есть, например, дома, где они постоянно «сгорают», — заметил он.

— Такие МКД будут включаться в список в приоритетном порядке. Во многих домах управляющие компании просто боятся включать лифты, так как они находятся в аварийном состоянии. Они подлежат замене в первую очередь. А также — те лифты, которые сегодня вообще не работают. Но бывают ситуации, когда они ломаются и в новых домах. Приходит ко мне гражданин и жалуется — я купил квартиру за 50 млн рублей в доме, который сдали всего 4 года назад, а там лифт уже не работает, — ответил Ульянкин.

Он также сообщил, что общий объем средств из регионального бюджета, предполагаемых на реализацию подпрограммы — около 6 млрд рублей. Из них 2 млрд предполагается направить на замену лифтового оборудования и 4 млрд — на капитальный ремонт домов, которые признаны объектами культурного наследия.

— Не секрет, что у нас каждая инициатива упирается в дефицит бюджетных средств. А ваша подпрограмма тянет на миллиард ежегодно. Перед подготовкой документа вы наверняка консультировались с губернатором, с министром финансов. Насколько, на ваш взгляд, реально принятие программы с такими объемами финансирования? — спросил Маряхин.

— Мы действительно рассчитываем на заявленные нами суммы. Но если средств выделят меньше, будем работать, исходя из отпущенного нам бюджета. Например, отремонтируем не 200, а всего 20 домов. Но работы все равно будут выполняться. Мы сейчас пытается запустить механизм бюджетного финансирования капитального ремонта. Пока его нет, сейчас мы его прописываем и согласовываем, — подчеркнул Ульянкин.

Он также обратил внимание, что областные власти планируют выступать в качестве соинвестора. Помимо бюджетных средств, работы будут финансироваться и за счет взносов граждан. Их предполагаемое соотношение — 90 к 10.

Депутаты поинтересовались, будут ли привлекаться средства из муниципальных бюджетов. Но оказалось, что с этим в Самарской области — большие проблемы.

Фото: npo-diar.ru

В упор не видят

Как пояснил депутатам Сергей Ульянкин, в подпрограмме не предполагается «соучастие» муниципальных бюджетов в капитальном ремонте домов-памятников культуры.

— Честно говоря, муниципалитеты сегодня вообще отстранились от ремонта жилья, находящегося в предаварийном и послеаварийном состоянии. Практически весь спектр работ делается за счет фонда капитального ремонта. Могу показать вам дом, где внутренние стены уже попадали, а внешняя отходит сантиметров на 30. И муниципалы говорят — это не аварийная ситуация, пусть делает ФКР.

— То есть они, как всегда, не признают, что дом является аварийным? — уточнил председатель комитета Андрей Кислов.

— Так точно, — грустно констатировал замминистра.

— Так может быть, стоит продумать какие-то изменения на законодательном уровне, чтобы принудить их? Ввести понятие аварийного дома, прописать требуемые параметры? А то получается замкнутый круг. Они не хотят видеть аварийное жилье, которое разрушается. Когда-нибудь такой дом обвалится вместе с жильцами, а отвечать будем все мы, — возмутился Кислов.

— Правильно. Фонд капремонта не может работать, как комиссия по чрезвычайным ситуациям или аварийная бригада. А у нас что происходит? Обвалилась крыша дома в поселке Мехзавод. Вместо того, чтобы заставить управляющую компанию сделать текущий ремонт, городская администрация предложила выполнить работу силами ФКР. Аналогичная ситуация произошла на ул. Георгия Димитрова — там вообще в квартире взорвался газовый баллон. И опять пусть фонд ремонтирует, — пожаловался Ульянкин.

По его словам, в части замены лифтов софинансирование со стороны муниципалитетов программой все же предусмотрено.

— Не могу сказать, в каких точно объемах. Их нам прописывает областной Минфин. По другим программам использовались пропорции 50 на 50. А по некоторым — 95% вкладывает область, остальные 5% — город или район. Впрочем, программу мы еще не согласовали. Утверждать, что муниципалитеты будут точно участвовать в ее финансировании, я пока не могу, — пояснил замминистра.

Фото: vr-vyksa.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Капремонт вскладчину

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру