Жалуйтесь на здоровье: как соблюдаются в Самарской области права человека

Права человека чаще всего нарушают чиновники, работодатели и врачи

Подготовка к предстоящему мундиалю в Самарской области идет активно — строятся новые дороги, приводятся в порядок общественные территории, реставрируются фасады зданий. Совсем иные тенденции мы наблюдаем в сфере соблюдения прав человека, здесь проблемы годами не сдвигаются с мертвой точки. Дети-сироты по-прежнему годами ожидают положенного им по закону жилья, больные месяцами не могут попасть на прием к специалисту, а инвалиды из-за отсутствия пандусов остаются прикованными к своему жилищу.

Права человека чаще всего нарушают чиновники, работодатели и врачи
Фото: Владимир Васильев

С каждым годом растет «нищь и оголь»

Региональный уполномоченный по правам человека Ольга Гальцова подготовила доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Самарской области в 2017 году». Его первая презентация состоялась 5 апреля на расширенном заседании Общественного и Экспертного советов по вопросам прав и свобод человека.

Согласно законодательству, такие доклады готовятся ежегодно и предоставляются губернатору, в Губернскую думу и другие органы власти. Их главная цель — акцентировать внимание общественности и чиновников на проблемных вопросах в сфере защиты гражданских прав. Исследование проводится на основе многочисленных источников — статистических данных, социологических опросов, результатов выездных мероприятий, личных приемов граждан и т. д.

Ольга Гальцова отметила и немногочисленные достижения прошлого года. Например, это открытие самой большой и лучшей школы в России в микрорайоне Южный город. К несомненным успехам можно отнести и сдачу Хворостянского пансионата для ветеранов и инвалидов, который строился ни много ни мало 13 лет. «В городе и области активно благоустраивались дворовые территории, были отремонтированы фасады более 200 домов. Такого обновления инфраструктуры не было уже много лет. Понятно, что все делалось в рамках подготовки к чемпионату миру. Но качество жизни людей в результате повысилось», — заметила Гальцова.

И затем с ходу перешла к проблемам, которых в Самарской области, как и по всей России, непочатый край.

Главным бичом продолжает оставаться бедность, низкий уровень жизни. По данным Гальцовой, в 2017 году реальные доходы населения в Самарской области снизились на 5,4%.

Фото: Владимир Васильев

— Это значительно больше, чем в целом по РФ, где аналогичный показатель составляет 1,7%, — подчеркнула уполномоченный по правам человека. — Около полумиллиона жителей области получают доход ниже прожиточного минимума. Это 16% населения, по сути — каждый шестой.

Неудивительно, что при таком положении дел у людей исчезают и стимулы к производству себе подобных, несмотря на массированное строительство роддомов и материнские капиталы.

— Хотя показатель смертности остался на прошлогоднем уровне, естественная убыль населения в 2017 году увеличилась в два раза из-за снижения рождаемости. Вызывает тревогу также и то, что 4229 человек умерли от внешних неестественных причин — убийств, ДТП, пожаров, отравления алкоголем и наркотиками. Это огромная цифра! — заявила Гальцова.

Сирота самарская

По словам Ольги Гальцовой, число обращений граждан к уполномоченному по правам человека с жалобами на нарушения их прав постоянно растет. В 2017 году оно увеличилось на 18% и достигло 5119. Больше всего в структуре жалоб (21%) занимают нарушения прав граждан на нормальное, благоустроенное жилье.

— В очереди на улучшение жилищных условий стоят 53 694 семьи. При этом она практически не движется. В прошлом году власти по программе должны были переселить из ветхого и аварийного жилья 6,5 тысячи человек. Однако 2565 из них так и остались непереселенными, — отметила уполномоченный по правам человека.

Самая болевая точка связана с обеспечением жильем детей-сирот.

— Сегодня 2689 из них достигли 18-летнего возраста и должны получить квартиры. Но в 2017 году этим правом смогли воспользоваться только 870 таких граждан. Благодаря нашему контролю они получают хорошее, современное жилье и даже плачут от радости. Однако до сих пор остались неисполненными 866 судебных решений о предоставлении сиротам квартир, — отметила Гальцова.

Проблема обманутых дольщиков вроде бы начинает сдвигаться с мертвой точки. Но ситуация продолжает оставаться напряженной.

— По итогам 2017 года из пятидесяти проблемных объектов, состоящих в соответствующем перечне, были исключены восемь. Планируется исключить еще четыре, которые уже введены в эксплуатацию, — сообщила Гальцова. — Но существуют такие дома, где все очень запущено, и решение найти непросто. Например, в поселке Дубрава Волжского района вся незавершенка разваливается, все заброшено и растащено.

Не грузите докторов

По словам Гальцовой, в прошлом году количество жалоб на нарушения прав граждан в сфере здравоохранения выросло в два раза. Основные проблемы — недоступность медицинской помощи в сельской местности, недостаточно развитая сеть поликлиник, увеличение объемов платных услуг, дефицит узких специалистов.

— Особенный резонанс в обществе вызывают случаи некачественного оказания медицинских услуг, что приводит к ухудшению состояния здоровья и даже к летальному исходу. По результатам проведенных экспертиз более трети всех выявленных нарушений связано именно с дефектами оказания медицинской помощи, — сообщила Гальцова.

По ее мнению, повышение зарплаты медицинских работников также является одной из главных проблем.

— Но оно должно осуществляться не за счет увеличения нагрузки на врачей, как это делается сейчас. Иначе будет опять же снижаться качество, — добавила омбудсмен.

Не меньше у нас проблем и в сфере организации доступной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

— В 2017 году государство обеспечило техническими средствами реабилитации только 70 966 инвалидов Самарской области. А нуждается в них 104 712 человек. Аналогичная ситуация сложилась и с путевками на санаторно-курортное лечение. Из более чем 25 тысяч федеральных льготников их получили всего 4800 человек, — говорит уполномоченный по правам человека.

По ее словам, только 44% социальных объектов в регионе адаптировано для посещения людьми с ограниченными возможностями здоровья.

— А в многоквартирных домах это вопрос вообще практически не решен. Конечно, старые здания оборудовать пандусами бывает проблематично. Но есть случаи, когда в таком виде принимаются новостройки. Это уже совершенно недопустимо, — отметила Гальцова.

По ее словам, в сфере образования количество жалоб граждан выросло также в два раза. Наиболее острые проблемы связаны с нехваткой мест в яслях, а также в первых классах по территориальному прикреплению.

— Это особенно характерно для микрорайонов с плотной застройкой, где не было предусмотрено строительство новых школ. К тому же в 2017 году было немало случаев, когда детей из одной семьи зачисляли в разные школы. Мальчик учится возле дома, а его брат вынужден ехать в другой конец города, потому что не смог пройти по электронной очереди. Это создает дополнительные сложности родителям и отрицательно сказывается на психологическом микроклимате в семье, — говорит омбудсмен.

Преступление и наказание

Как отмечено в докладе Ольги Гальцовой, в прошлом году на территории региона было совершено 44 029 преступлений, из них более трети — в общественных местах. А уже из этого количества порядка половины — на улицах и площадях.

— Практически две трети всех преступлений — хищения и повреждения имущества граждан. В то же время за год на 15% выросло число мошенничеств, более половины которых остаются нераскрытыми. В таких условиях простым гражданам сложно чувствовать себя в безопасности, — заметила Гальцова.

С другой стороны, по ее словам, изоляторы временного содержания и колонии в регионе остаются переполненными.

— В 2017 году в Самарской области было арестовано 2622 человека. Из них только 90 подозреваемых содержались под домашним арестом. Освобождение под залог у нас вообще не применялось ни разу. Мы считаем это ненормальным явлением. Пока вина человека не доказана, к нему могут применяться альтернативные меры пресечения — и залог, и домашний арест. Но суды в 88% случаев поддерживают ходатайства о заключении под стражу, — утверждает омбудсмен.

По ее словам, усилия самарских правозащитников активизировали процесс условно-досрочного освобождения заключенных.

— Если три года назад суды удовлетворяли лишь 12% таких ходатайств, то в 2017 году этот показатель вырос до 46,8%. Нам бы хотелось, чтобы они подходили к этому вопросу более взвешенно и чаще реализовывали право заключенных на УДО. Однажды мне пришлось посетить колонию № 15, где отбывают наказание около 800 женщин. Я задала руководителю вопрос — сколько из них можно направить в колонию-поселение или отпустить по УДО? И он мне честно ответил, что порядка 30%.

Вместе с тем Гальцова отметила, что условия содержания заключенных в последнее время существенно улучшились.

— На это обратила внимание и делегация Совета по правам человека при Президенте РФ, которая приезжала в нашу область в феврале и посетила несколько исправительных учреждений. Председатель СПЧ Михаил Федотов на выездном заседании даже заявил, что они близки к санаторным, а человеческое отношение сотрудников ГУФСИН к спецконтингенту может быть поставлено в пример другим регионам. Но на самом деле проблем и там очень много. Например, так и не удается пресечь каналы поступления в места лишения свободы запрещенных предметов — наркотиков, алкоголя, денег, средств сотовой связи. Но самая тревожная тенденция — снижение числа заключенных, занятых трудом. Их сегодня всего 27%. Мы обращали внимание региональных и муниципальных властей на эту проблему. Но колонии так и не получают практически никаких госзаказов. Хотя законодательством предусмотрены все возможности — они могут участвовать в уборке дорог, посадке цветов, других общественно полезных работах, — считает Гальцова.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 11 апреля 2018

Заголовок в газете: Жалуйтесь на здоровье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру