Отставные чиновники кормятся за счет регионального бюджета

Экс-губернатор Самараской области Николай Меркушкин продолжит получать из региональной казны свою надбавку в 130 тысяч рублей

02.05.2018 в 14:50, просмотров: 1093

Самарская губернская Дума так и не решилась лишить доплаты к пенсии Меркушкина и его соратников, уехавших за пределы Самарской области. Законопроект, устанавливающий новые требования к стажу чиновников для получения региональной надбавки, вступит в силу лишь через месяц. Он никак не затронет интересы тех, кому эти доплаты уже назначены.

Отставные чиновники кормятся за счет регионального бюджета
Фото: tvsamara.ru

Принцип симметрии

Чиновники, проработавшие в Самарской области менее 10 лет, будут лишены права на получение ежемесячных доплат к пенсии за счет областного бюджета. Ранее для их назначения достаточно было «отпахать» в регионе всего три года. Соответствующий законопроект был принят сразу в двух чтениях на состоявшемся в конце апреля пленарном заседании Самарской губернской Думы.

Изначально автором этой законодательной инициативы выступал депутат от фракции КПРФ Михаил Матвеев, который внес ее на рассмотрение областного парламента еще в декабре прошлого года. Но тогда речь шла вовсе не о стаже, а о месте проживания замещавших государственные должности чиновников. В конце 2012 года по инициативе тогдашнего губернатора Николая Меркушкина был принят закон, расширяющий круг лиц, имеющих право на получение региональной надбавки к пенсии. Раньше претендовать на нее могли только жители Самарской области. В случае переезда на постоянное место жительства в другой регион экс-чиновники лишались этих доплат. Инициированный экс-губернатором закон отменил это правило, что дало возможность получать весьма внушительную прибавку к пенсии чиновникам, уехавшим за пределы области. Прежде всего, речь идет о самом Николае Меркушкине. По данным Матвеева, его «золотой парашют» оценен в 129 600 рублей в месяц. При этом основная пенсия экс-губернатора довольно скромна — всего-то 23 тыс. руб.

По словам депутата, бывший вице-губернатор Юртайкин, также покинувший пределы области после смены власти, получает за счет региональной казны «паек» чуть в меньшем размере — почти 100 тыс. руб. ежемесячно. В общей же сложности «на кормлении» региона состоят полтора десятка пенсионеров из бывшей «меркушкинской» команды, на которых область ежегодно тратит около 5 млн руб.

Внесенный Матвеевым законопроект предлагал наиболее простой и радикальный путь решения проблемы — отменить принятые по инициативе Меркушкина поправки. Депутат обратил внимание, что они были введены задним числом — утвердивший их нормативный акт вступал в законную силу с 1 января 2012 года. Поэтому Матвеев, руководствуясь принципом симметрии, предложил распространить действие своего законопроекта на правоотношения, возникшие с  этого числа. Свою инициативу депутат объяснял не политическими, а чисто экономическими соображениями. По его мнению, напряженное состояние регионального бюджета не позволяет тратить такие средства на содержание бывших управленцев.

Законопроект вызвал целый ряд замечаний со стороны правового управления Думы и областной Прокуратуры. Говорилось, например, что закон, ухудшающий права граждан, не может и не должен иметь обратной силы. Ибо в противном случае чиновники должны будут вернуть уже выплаченные им суммы в областной бюджет, однако законодательный механизм взыскания этих средств отсутствует.

В феврале комитет по здравоохранению, демографии и социальной политике отправил законопроект на доработку, для этого была создана рабочая группа. В результате деятельности оной и было принято решение взять в качестве критерия назначения выплат стаж работы чиновника в Самарской области. Сам Матвеев предложил установить требование отработки в регионе в течение 25 лет. Однако другие разработчики сочли, что и десяти будет вполне достаточно.

Фото: siverkin.livejournal.com

Внутренний голос

На уже упомянутом пленарном заседании Думы Матвеев внес в этот законопроект поправку. В ней предлагалось распространить новые требования на чиновников, которым доплата к пенсии установлена с 1 января 2012 года и позднее. Тем самым вновь отсекалась возможность получать эти выплаты как самому экс-губернатору, так и чиновникам из его команды.

— Люди, которые приезжают «на кормление» в Самарскую область, столько лет в регионе не работают. Я не знаю ни одного такого примера, — пояснил сам Матвеев в разговоре с корреспондентом «МК-Поволжье».

Как и следовало ожидать, против принятия данной поправки на заседании выступили руководитель профильного комитета Марина Сидухина и представитель областной Прокуратуры. Они отметили, что она противоречит целому ряду статей Конституции РФ, устанавливающих равноправие граждан перед законом и невозможность применения обратной силы в случае, когда новый законодательный акт ухудшает чьи-то права.

— Комментируя мою поправку, представители прокуратуры говорили, что мы не можем ухудшать положение людей, причем задним числом. Это может привести даже к тому, что 15 человек будут организовывать митинги под стенами Думы. А может быть, они обратятся в суд и выиграют его, — сказал Матвеев на заседании комитета. — Но решение о сокращении ветеранских льгот, принятое в этом зале в прошлом году, ухудшило материальное положение сотен тысяч людей. Речь в данном случае идет о региональной доплате, которая назначается в зависимости от возможностей бюджета. Мы все прекрасно понимаем, что сейчас таких возможностей нет.

Депутат предложил объявить по своей поправке тайное голосование — почти как на избирательных участках, с бюллетенями, урнами и счетной комиссией. Однако большинством голосов его предложение, а затем и сама поправка были отклонены. «За» проголосовали 11 депутатов, в числе которых неожиданно оказался и председатель Самарской губернской Думы Викор Сазонов.

— Автоматически надавил «за». Это моя ошибка, — пояснил спикер.

— Нет, Виктор Федорович, это ваш внутренний голос, — не растерялся Матвеев.

«Против» проголосовали 26 человек. В результате законопроект был принят в представленном профильном комитетом и согласованном с прокуратурой варианте, согласно которому он вступает в силу с 1 июня 2018 года. Чиновники, получившие надбавки до этого времени, останутся при своих.

— Обычно дата вступления закона в силу обозначается с момента его подписания губернатором либо официальной публикации, — пояснил Матвеев в разговоре с коррепондентом «МК». — У меня есть подозрение, что этот месяц необходим, чтобы дать возможность какому-то высокопоставленному лицу спокойно выйти на пенсию и не лишиться надбавки.

Фото: volga.news

Халява не кончилась

В комментариях к решению комитета Самарской губернской Думы об отклонении данной поправки указывается, что она не согласуется с позицией Верховного суда РФ. Согласно ей, условия назначения пенсии должны сохраняться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения гражданами соответствующих работ. Это необходимо, чтобы не допустить ухудшения условий пенсионного обеспечения, на которое они рассчитывали.

— Даже я с моим заочным юридическим образованием понимаю, что решение Думы носит политический характер. Под него просто пытаются подвести какое-то законное обоснование, — сказал Матвеев. — Речь идет вовсе не о пенсии, а о региональной доплате, которая выплачивается в зависимости от возможностей бюджета. Именно такую логику мы и услышали в прошлом году, когда нам рассказывали о необходимости сокращения социальных выплат ветеранам и пенсионерам. В моей поправке не предполагается обратное действие закона в том смысле, что кто-то должен что-то вернуть. Речь идет лишь о прекращении этих выплат тем, кто получает их с января 2012 года. Механизма их возврата действительно нет. Что получили, то получили. А дальше — халява кончилась, до свиданья!

Депутат также сообщил, что в перспективе он намерен внести в Думу законопроект, предусматривающий не отмену, а приостановку действия установленных по инициативе Меркушкина поправок.

— Это позволит избежать критики прокуратуры, что моя инициатива нарушает чьи-то права. Ведь речь будет идти не о лишении, а о приостановке реализации права, скажем, лет на пять, в связи с ограниченностью бюджетных средств. Потом это срок может быть продлен, — рассказал о своих планах Матвеев.

Фото: kommersant.ru

Обратный ход

Помимо уже упомянутой позиции Верховного суда РФ, в комментариях к поправке Матвеева содержатся ссылки на целый ряд статей Конституции. Там утверждается, что она, в частности, противоречит ст. 19, постулирующей равенство всех граждан перед законом и недопустимость любых форм дискриминации в зависимости от пола, расы, языка и пр. В ст. 55 указано, что в РФ «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Наконец, ст. 54 устанавливает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы.

— На мой взгляд, не было никаких юридических оснований лишать должностных лиц надбавки к пенсии только потому, что они уехали за пределы Самарской области, — полагает заведующий кафедрой государственного и административного права Самарского университета Виктор Полянский. - Это нарушает принцип равноправия. В таком случае надбавок следовало бы лишить всех должностных лиц. Но это тоже неправильно, поскольку область должна создавать условия для привлечения достойных управленческих кадров.

Полярно противоположного мнения придерживается председатель президиума коллегии адвокатов №40 Самарской области Вячеслав Толстов.

— Законодательные полномочия губернской Думы ограничены пределами региона. Поэтому и любые региональные льготы должны распространяться только на жителей нашей области. Давайте проведем параллель с другими нормативными актами, принятыми той же Думой. Если, например, почетный гражданин Самарской области переберется в Камышлу или Калининград, он перестанет получать доплаты из регионального бюджета. Такой же принцип действует и в федеральном законодательстве, которое распространяется только на граждан РФ. Если человек сменил гражданство, о каких выплатах может идти речь? На мой взгляд, и региональный закон должен быть приведен в соответствие с этим принципом, — говорит адвокат.

Толстов также подчеркнул, что мнение о недопустимости придания обратной силы данному законодательному акту безосновательно.

— Принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, если он ухудшает положение граждан, применяется только в уголовном праве. Именно об этом говорит и статья 54 Конституции РФ, на которую ссылаются авторы комментариев. Но в гражданском законодательстве такой нормы нет. У нас постоянно принимаются законы, ухудшающие материальное благополучие граждан — вводятся новые налоги, увеличиваются суммы прежних. Довольно часто подобные нормативные акты имеют и обратную силу. Как, например, и в случае, когда губернская Дума лишила самарских ветеранов льгот, которые они получали прежде, — обратил внимание эксперт.